Формирование компетенции работы в команде средствами активных методов обучения

Том 6, номер 1, 2021, с. 60–66

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 587 КБ, просмотров: 233)

Аннотация:

В условиях проектного менеджмента во всех отраслях экономики от специалистов требуется не только высокий уровень владения современными технологиями, но и навыки работы в команде, способность быстро адаптироваться к новым условиям, проявляя при этом самостоятельность, креативность, то есть быть мобильным исполнителем команды. Для развития данной компетенции, особенно студентов неязыковых направлений и профилей, наиболее эффективными, как известно, признаются активные методы обучения. Цель исследования: обосновать их значимость и результативность при обучении иностранному языку студентов технических направлений вуза как средства развития командной компетенции. Методика исследования активных методов формирования командной компетенции строилась на материалах изучения и анализа источников по этой проблеме, определении и использовании методов (эксперимент, определение и апробация активных методов и технологий, разработка диагностического инструментария, наблюдение, опрос, изучение и анализ продуктов деятельности и др.). Новизна исследования видится авторами в использовании активных методов, как средств формирования компетенции работы в команде студентов (в том числе билингвов) технических профилей с помощью иностранного языка, а также механизмов оценивания сформированности данной компетенции. Использование наиболее эффективных методов обучения показало достаточный уровень сформированности командной компетенции студентов; уточнены диагностические методики оценки сформированности готовности студентов к работе в команде. Достоверность результатов подтверждается выводами экспертов из числа преподавателей других кафедр (10 чел.); использованием методов математической обработки статистических данных (количественный, качественный и параметрический анализ, регистрация полученных данных, шкалирование, средние значения, tкритерий Стьюдента, F-критерий Фишера и др.).

Ключевые слова:

работа в команде, компетенция, специфика обучения по неязыковым профилям, студентыбилингвы, активные методы обучения, иностранный язык

Авторы:

Малышева Анна Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технических дисциплин, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения, г. Якутск, Россия

Николаева Алла Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт, г. Якутск, Россия

Для цитирования:

Малышева А.Д., Николаева А.Д. Формирование компетенции работ в команде средствами активных методов обучения // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. C. 60–66.

Библиографический список:

  1. Горылев А.И. Проектирование учебных и образовательных программ на основе методологии Тюнинг. Нижний Новгород, 2015. 127 p.
  2. Копылова Н.А. Использование технологий диалогового обучения на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2017. № 37. С. 77–82.
  3. Малышева А.Д. Активные методы обучения как средство формирования готовности работать в команде студентов-билингвов // Научные исследования в области педагогики и психологии: материалы II Международной научно-практической конференции (Саратов, 25 апреля 2017 г.). Саратов: Изд-ство: Федеральный центр науки и образования Эвеню. Выпуск 2. С. 25–30.
  4. Николаева А.Д., Малышева А.Д. Формирование командной компетенции студентов на занятиях по иностранному языку // Дискуссия. 2017. № 5(79). С. 102–109.
  5. Панюкова А.А, Дударева В.И. Разработка методов уроков для расширения навыков командной работы школьников. Проект из реальной жизни // Современные информационные технологии и IT-образование. Москва. 2016. С. 211–218.
  6. Пшенникова В.В. Роль опыта командной работы в становлении суб «эктности будущего специалиста // Культурные тренды современной России: от национальных источников к культурным инновациям: сборник докладов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. (Белгород, 14 апреля 2017 г.). Изд-ство: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2017. С. 84–86.
  7. Рюмина В.А., Маркелова Н.Ю. Тестирование на иностранном языке в рамках компетентного подхода // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Сборник научных трудов. 2017. С. 201–205.
  8. Семенов В.А., Тихонов-Бугров Д.Е. Развитие компетенции «Умение работать в команде» в рамках курса «Инженерная и компьютерная графика» // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 66–68.
  9. Хусаинова Р.Р., Губайдуллина Г.Т. Работа в команде как основной фактор адаптации студентов в вузе // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2017. Т. XVI. С. 348–351.
  10. Belbin Team Role Report for Jo Pink Colourful Company PLC Rainbow HR http://www.belbin.com/media/1206/jopink-self-perception-plus-observers-report. Izdatel’stvo: BELBIN, 2012.
  11. Cohen E.J. Making Cooperative Learning Equitable // Educational leadership.1998. Vol. 56. No. 1. P. 18–21.
  12. Collins N., Chou Y.-M., Warner M., Rowley C. Human factors in east asian virtual teamwork: a comparative study of Indonesia, Taiwan and Vietnam // International Journal of Human Resource Management. 2017. Vol. 28. No. 10. P. 1475–1498.
  13. Estey A. Teaching teamwork and communication skills by using a studio-based learning model in a multidisciplinary course on game design. A Thesis for the Degree of Master of Science. Melbourne, 2008. P. 28–32.
  14. Katz N.H., Lowe A., Mischenko P. Organizational impact analysis of the training program «Birth order type habits model: leadership and teamwork» // Obrazovanie lichnosti. 2017. No.1. P. 41–46.
  15. Konopka, C.L., Adaime M. B., &Mosele P.H. Active Teaching and Learning Methodologies: Some Considerations. Creative Education. No. 6. 2015. P. 1536–1545. [Электронный ресурс]. URL.: http://dx.doi.org/10.4236/ce.2015.614154 (01.03.2021).
  16. Makkin D. Sovety i taktika dlya effektivnykh komand na rabochem meste. Amacom, New York, 2007. P. 45–53.
  17. Malysheva A. Teaching teamwork skills of IT students // Sciences of Europe. Karlín, Praha, 2017. Vol. 4, No. 11 (11). P. 27.
  18. Marques M., Ochoa S.F. Improving teamwork in students software projects // 2014 IEEE 27th Conference on Software Engineering Education and Training, CSEE and T 2014 — Proceedings 2014. С. 99–108.
  19. Nikolaeva A.D., Barakhsanova E.A., Golikov A.I.i dr. Linguistic Determination of the Personality // Indian Journal of Science and Technology. Vol. 9(11). DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i11/89412, March 2016.
  20. Salas E., Thayer A.L., Shuffler M.L., Bedwell W.L., Lazzara E.H. Understanding and improving teamwork in organizations: a scientifically based practical guide // Human Resource Management. 2015. Vol. 54. No. 4. P. 599–622.
  21. Turner M.E. Groups at work: theory and research. Routledge, New York, 2012. P. 36–38.