Оценка компонентов образовательной среды вуза (на примере ИРНИТУ)

Том 5, номер 3, 2020, с. 408–418

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 788 КБ, просмотров: 379)

Аннотация:

Статья представляет собой попытку комплексной оценки и анализа компонентов образовательной среды вуза на примере Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Выделяя в качестве ключевых содержательно-методический, коммуникативно-организационный, пространственно-семантический компоненты, автор дает оценку всем компонентам образовательной среды вуза в ходе проведения целого ряда социологических исследований (N=385, тип выборки – квотная), выполненных методами анкетирования и интервью в период с мая 2019 по май 2020 года. В рамках комплексного исследования участниками образовательного процесса оценивались по 5-ти балльной шкале уровень организации различных направлений учебно-воспитательной работы, эффективность форм учебного процесса, степень значимости научной, учебной, социальной, творческой, спортивной деятельности, уровень влияния образовательной среды и учебновоспитательного процесса на формирование собственной личности (ценностные ориентации, источники мотивации на достижение поставленных целей, качества, сформированные в процессе обучения), характер коммуникативного взаимодействия внутри вуза (взаимодействие с преподавателями), и на внешнем уровне (производственная практика, международное сотрудничество), навыки командного взаимодействия (личностные качества для работы в команде, навыки коллективной деятельности), уровень сформированности пространственного компонента (компактность расположения корпусов ИРНИТУ, наличие собственного студенческого городка, кампуса, степень комфортности среды для обучения), а также символические характеристики вуза (логотип и др.)

Ключевые слова:

образовательная среда вуза, компоненты образовательной среды вуза, ИРНИТУ

Автор:

Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Для цитирования:

Сидорова Н.В. Оценка компонентов образовательной среды вуза (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 408–418.

Библиографический список:

  1. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. С. 76–82.
  2. Гансуар К. Опыт проектно-ориентированного обучения и организации командной работы студентов вуза Корокошко // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 2. С. 22–30.
  3. Гущина Е.В. Самореализация личности в условиях развивающей образовательной среды вуза. Сочи: Институт образовательных технологий, 2010. 22 с.
  4. Зайченко Е.А. Концептуальный анализ формирования лидерства студентов вуза в пространстве социальнокультурной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. Том 5. № 3.
  5. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 40–54.
  6. Кудряшова Н.А., Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Образовательное пространство и образовательная среда как сферы самоактуализации личности в условиях современного общества // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1А. С. 311–317.
  7. Листвина Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. Т. 18. С. 474–477.
  8. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 1–10.
  9. Пономарев А.В. Воспитательная среда университета: традиции и инновации. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. 408 с.
  10. Сидорова Н.В. Исследование восприятия бренда вуза целевыми группами (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 260–270.
  11. Сидорова Н.В. Особенности организации учебновоспитательного процесса в российских вузах (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 128–137.
  12. Слободчиков В.И. Структура и состав образовательной сферы. Категориальный анализ // Психология обучения. 2010. № 1. С. 27–34.
  13. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. Т. 3. С. 133–138.
  14. Ткаченко Н.Н. Типология образовательных сред в современной педагогической психологии // Страховские Чтения. 2018. Выпуск 26. С. 319–324.
  15. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25). С. 327–330.