Социально-педагогическая поддержка неполных семей в дошкольной образовательной организации (на примере АН ДОО «Алмазик» д/с 52 «Крепыш» г. Мирный Республика Саха (Якутия))

Том 7 (2022), № 2-3, с. 211–217

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 393 КБ, просмотров: 121)

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу социально-педагогической поддержки неполных семей, реализуемой в АН ДОО «Алмазик» д/с 52 «Крепыш» г. Мирный РС (Якутия). Раскрывается понятие «неполная семья», определены основные трудности, с которыми она сталкивается, а также социально-психологические особенности детей из таких семей. Подчеркивается, что чем успешнее выстроено взаимодействие между дошкольной образовательной организацией и родителями, тем успешнее происходит преодоление социально-психологических и социально-педагогических проблем, возникающих в неполных семьях. В работе представлены результаты эмпирического исследования (n=20), которое проходило в два этапа – констатирующего – до реализации программы по социально-педагогической поддержке неполных семей, и контрольного – после реализации программы – посредством тест-опросника родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина и анкеты «Я и моя семья», модифицированной по методике «Семья глазами ребенка». Сравнительный анализ результатов, свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий, реализуемых в рамках программы по социально-педагогической поддержке неполных семей в дошкольной образовательной организации АН ДОО «Алмазик» д/с 52 «Крепыш» г. Мирный РС (Якутия), поскольку показывает положительную динамику изменений в родительском отношении к детям, родительской компетентности, во внутрисемейных отношениях.

Ключевые слова:

социально-педагогическая поддержка, неполные семьи, дошкольная образова-тельная организация, родительская компетентность, Республика Саха (Якутия)

Авторы:

Е. А. Черепанова
АН ДОО «Алмазик» д/с 52 «Крепыш», г. Мирный, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация

Е. Г. Копалкина
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Черепанова Е. А., Копалкина Е. Г. Социально-педагогическая поддержка неполных семей в дошкольной образовательной организации (на примере АН ДОО «Алмазик» д/с 52 «Крепыш» г. Мирный Республика Саха (Якутия)) // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 2–3. C. 211–217.

Cписок источников

  1. Абдижаббарова Ж. Неполная семья как объект социальной работы // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2019. № 2–2 (32). С. 72–75.
  2. Авдашин П. С. Отцовские неполные семьи в структуре социально уязвимых групп населения // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 324–328.
  3. Аквазба Е. О., Скок Н. И. Современные неполные семьи: социальный аспект // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 6. С. 235–238.
  4. Бузни В. А., Осадчая И. В. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–1. С. 47–50.
  5. Бурмистрова Е. В. Исследование особенностей межличностного взаимодействия и поведения подростков из неполных семей в системе социально-педагогической поддержки // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 11–15 (79). С. 96–104.
  6. Волошина И. Г., Воробьева Г. Е. Социально-педагогическое сопровождение неполной отцовской семьи // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 4. С. 71–74.
  7. Головин М. С. Особенности формирования семей-но-ролевой идентификации у детей из неполных семей // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6. С. 131–141.
  8. Гребенникова В. М., Игнатович В. К., Игнатович С. С., Лакреева А. В. Социально-педагогическая поддержка семьи в практике современного образования: опыт эмпирического исследования // Педагогика: история, перспективы. 2019. Т. 2. № 5. С. 71–98.
  9. Каменева Т. В., Копалкина Е. Г. Опыт социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях дошкольной образовательной организации (на примере АН ДОО «Алмазик» д\с№ 55 «Сулусчаан» г. Мирный Республика Саха (Якутия) // Молодежный вестник ИрГТУ. 2022. Т. 12. № 3. С. 627–631.
  10. Карганова Ж. С., Микитюк И. В. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольного обра-зовательного учреждения // Вопросы педагогики. 2020. № 9–2. С. 97–101.
  11. Колесникова А. Ш. Дошкольная образовательная организация и семья // Символ науки: международный научный журнал. 2022. № 2–1. С. 68–69.
  12. Леонтьева А. С. Неполные семьи как фактор со-циализации личности // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 15. С. 439–442.
  13. Махмутазимова Ю. Р. Дошкольная образовательная организация и семья: взаимодействие ребенка и педагога // Вестник педагогики: наука и практика. 2020. № 51 (51). С. 125–126.
  14. Никонорова Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 5. С. 156–160.
  15. Савранчук Е. С., Копалкина Е. Г. Региональный опыт социального сопровождения как инновационной семейносберегающей технологии // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1 (19). С. 131–141.