Оценка влияния нематериальных факторов на формирование человеческого потенциала детей

Том 6, номер 3, 2021, с. 348–361

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 827 КБ, просмотров: 283)

Аннотация:

Вопросы формирования человеческого потенциала детей остаются неизменно актуальными вне зависимости от текущей социально-экономической и демографической ситуации, поскольку прямо или косвенно затрагивают ключевые вопросы социального развития страны. Факторы, которые могут повлиять на результаты воспитания детей в семье, имеют разную природу и часто действуют в сочетании друг с другом. В исследованиях российских авторов задача дифференцированного рассмотрения воздействия нематериальных факторов на формирование человеческого потенциала детей ставится редко. Настоящее исследование посвящено выявлению и характеристике взаимосвязи уровня сформированности компонент человеческого потенциала детей с уровнем образования родителей в семьях с разным уровнем покупательной способности дохода. Информационную базу исследования составили данные репрезентативного социологического опроса семей с детьми, проживающих на территории Вологодской области, проведѐнного в 2018 году. Полученные результаты свидетельствуют о наличии статистически значимой положительной корреляционной связи между уровнем образования матери и степенью сформированности потенциала здоровья у детей в семьях с высокими доходами и доходами выше среднего уровня. Установлено также, что в семьях, где хотя бы один родитель имеет высшее образование, сформированность человеческого потенциала детей выше. Значимые положительные корреляции наблюдаются между наличием высшего образования у родителей и значениями субиндексов здоровья и интеллектуального развития детей. Полученные результаты подтверждают сочетанное действие материальных и нематериальных факторов, а также значимость последних для формирования потенциала подрастающего поколения.

Ключевые слова:

детское население, человеческий потенциал, воспитательный потенциал семьи, факторы формирования человеческого потенциала, поддержка семьи

Автор:

Лейла Натиговна Нацун, научный сотрудник лаборатории исследования проблем управления в социальной сфере отдела исследования уровня и образа жизни населения, Вологодский научный центр Российской академии наук, Вологда, Россия

Для цитирования:

Нацун Л.Н. Оценка влияния нематериальных факторов на формирование человеческого потенциала детей // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 3. С. 348–361.

Cписок источников

  1. Гурко Т.А. Жизненные стили российских родителей: динамика, региональные, возрастные и профессиональные особенности // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 2(22). С. 94-109. DOI 10.19181/snsp.2018.6.2.5859
  2. Римашевская Н.М. Детское население в России: основные проблемы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1(13). С. 59-70.
  3. Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. «Поле» детства // Народонаселение. 2011. № 4(54). С. 17-26.
  4. Волкова А.С. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С. 1491-1504. DOI 10.18334/et.6.4.41215.
  5. Короленко А.В., Калачикова О.Н. «Время на детей»: ресурсные возможности современных родителей // Социальное пространство. 2019. № 5(22). С. 1. DOI 10.15838/sa.2019.5.22.1
  6. Багирова А.П. Совмещение профессионального и родительского труда в оценках уральских женщин: объективные и субъективные барьеры // Женщина в российском обществе. 2021. Т. 0. № S. С. 150-167. DOI 10.21064/WinRS.2021.0.10
  7. Гурко Т.А. Жизненные стили российских родителей: динамика, региональные, возрастные и профессиональные особенности // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 2(22). С. 94-109. DOI 10.19181/snsp.2018.6.2.5859
  8. Багирова А.П. Оценка результатов родительского труда: актуальность и подходы // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 6-10.
  9. Багирова А.П. Затраты родительского труда как элемент стоимостной оценки человеческого капитала // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2018. Т. 13. № 4. С. 487- 501. DOI 10.17072/1994-9960-2018-4-487-501
  10. Рождественская Е.Ю. Вовлеченное отцовство, заботливая маскулинность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5(159). С. 155-185. DOI 10.14515/monitoring.2020.5.1676
  11. Ильдарханова Ч.И. Состояние и трансформация института отцовства: обзор зарубежных исследований // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 6. С. 211-227. DOI 10.23683/2227-8656.2019.6.14
  12. Калачикова О.Н. Гендерные стереотипы в современной семье: женщины и мужчины (на материалах социологического исследования) // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 64-76. DOI 10.21064/WinRS.2019.1.6
  13. Керимова И.А. Особенности ценностных ориентаций подростков, ориентированных на различные референтные группы (на примере коренных жителей и мигрантов) // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 7-11.
  14. Нацун Л.Н. Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 79-92.
  15. Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17).
  16. Разварина И.Н. Формирование волевых качеств детей в городской и сельской местности // Научный журнал Дискурс. 2019. № 8(34). С. 70-88.
  17. Глухов А.П., Стаховская Ю.М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59.
  18. Меренков А.В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2(346). С. 101-110.