Поведенческие практики индивидов в условиях пандемии

Том 5, номер 4, 2020, с. 541–548

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 548 КБ, просмотров: 373)

Аннотация:

В статье раскрываются основные аспекты функционирования социальных институтов в российском обществе в условиях пандемии COVID-19. При этом автор исходит из того, что предложенный анализ является сугубо предварительным, поскольку многие моменты, связанные с деятельностью органов власти и управления, работой предприятий и организаций всех отраслей экономики, еще невозможно в полной мере оценить, так как эпидемия продолжается. Тем не менее отмечено, что пандемия позволила по-новому организовать работу учебных заведений, в том числе перейти на дистанционное обучение. При этом, наряду с несомненными достоинствами, такое обучение привнесло и немало проблем. В статье подчеркивается, что это касается, например, нарушения обычного порядка школьной социализации. Автор считает возможным и необходимым обратить внимание на те меры, которые предлагается предпринять для снижения заболеваемости опасной инфекцией, на распространение числа заражений. Выделяются четыре категории индивидов по их реакции на пандемию. Это ковид-диссденты, ковид-паникеры, ковид-равнодушные и ковид-рациональные. Точных социологических исследований, которые бы показали емкость каждой из указанных страт, пока не существует. Их еще надо провести, чтобы точнее определить действия учреждений здравоохранения, органов власти, средств массовой информации. Это покажет наиболее уязвимые точки социума, что позволит не только снизить опасность распространения пандемии COVID-19, но и приведет, в конечном счете, к ее прекращению.

Ключевые слова:

пандемия COVID-19, поведенческие практики, поведенческие реакции на внешние риски

Автор:

Кривошеев Владимир Вениаминович, профессор, доктор социологических наук, доцент, Институт гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Россия

Для цитирования:

Кривошеев В.В. Поведенческие практики индивидов в условиях пандемии // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 541–548.

Библиографический список:

  1. Абрамов А.В., Багдасарян В.Э., Бышок С.О. и др. Пандемия COVID-19: Конец привычного мира? // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2. С. 8. С. 17. [Электронный ресурс]. URL: www.evestnik-mgou.ru. (дата обращения 29.10.2020).
  2. Акишин В.Д. Экономику России ждут пять шоков в результате пандемии коронавируса // NEWS. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/finance/09apr2020/rus5shocks.html (дата обращения 01.10.2020).
  3. Арзаманова Т.И. Первые уроки первой пандемии XXI века // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. Вып. 57(73). С. 2–12.
  4. Губернаторов Е.П. «Стресс-тест» пандемии выявил главные недостатки российских вузов: Как должна измениться система образования, чтобы не откатиться к доцифровому формату // РБК. 3 июля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/03/07/2020/5efdf6e09a794734267c9521 (дата обращения 07. 09.2020).
  5. Левинсон А.Д., Борусяк Л.В. Ковид в головах: что думали россияне о пандемии, карантине и вакцинации. Левада-центр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2020/09/07/ (дата обращения 29.09. 2020).
  6. Макаренцова А.О., Мкртчян Н.В., Зубаревич Н.В. Демографическая ситуация и социально-экономическое развитие регионов России в первой половине 2020 года // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27. № 8. С. 81.
  7. Медведев Д.А. Существует угроза деградации мировой экономики из-за коронавируса // Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4319883 (дата обращения 28.10.2020).
  8. Шеремет А.Н. Пандемия неравенства: cоциально-экономические аспекты и последствия COVID-19 // Медицина. Философия. Социология. Прикладные исследования. 2020. № 4. С. 140.
  9. Савицкая Н.М. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. [Электронный ресурс]. URL: https://ng-ru.turbopages.org/h/ng.ru/education/2020-03-25/8_7826_ education1.html (дата обращения 20.10.2020).
  10. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 77.
  11. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 51.
  12. Спасенников Б.А. Пандемия COVID-19: некоторые уроки // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2020. № 4. С. 52–57.
  13. Шульц Д.Н., Вихарева Е.В., Глазунова А.А. Вызовы посткризисного восстановления // Экономическое развитие России. 2020. Том 27. № 8. С. 12–24.
  14. Ярмак О.В., Панова Е.М., Маранчак А.Г., Савина З.С. Коронавирус как социальный драйв трансформации повседневности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2020. № 3. С. 27–31.
  15. Рекас Конрад. Торжествуют ли глобалисты в то время как мир охватывает коронавирус? // Gеополитика.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.geopolitica.ru/article/ (дата обращения 01.09. 2020).