Особенности организации учебно-воспитательного процесса в российских вузах (на примере ИРНИТУ)

Том 5, номер 1, 2020, с. 128–137

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 227 КБ, просмотров: 471)

Аннотация:

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором с помощью анкетирования, целью которого было изучение удовлетворенности учебно-воспитательным процессом в ИРНИТУ (г. Иркутск, 2019, n=400). Способом формирования являлась квотная выборка, в качестве методов обработки и обобщения первичных эмпирических данных применялись типологический, частотный анализ. Автор исходил из того, что система высшего образования, как один из важнейших социальных институтов общества, и уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, напрямую зависят от формирования и реального состояния удовлетворенности учебой. Исследование показало, что при выборе вуза и специальности молодые люди прежде всего ориентируются на интерес к профессии и свои способности. Большинство из них полностью удовлетворены специальностью. По их мнению, выбор был сделан осознано и их не разочаровал, считают выбранную специальность востребованной и собираются в будущем работать по ней. В ИРНИТУ действует множество кружков и секций, научная и учебная деятельность достаточно развиты, регулярно проходят различные конференции, выступления, очень плотный учебный график. Тем не менее, респондентами отмечаются проблемные сферы учебно-воспитательного процесса ИРНИТУ – послевузовское трудоустройство по специальности, недостаточный объем производственных практик, общежитий, организация питания и др. В целом, был сделан вывод о том, что большинство студентов имеют средний уровень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом. Выявленные недостатки могут служить основанием для проведения конкретных мероприятий с целью совершенствования качества вузовского образования в ИРНИТУ.

Ключевые слова:

учебно-воспитательный процесс, студенчество, вуз, качество образования, удовлетворенность учебой, социологическое исследование

Автор:

Сидорова Наталья Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Для цитирования:

Сидорова Н.В. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в российских вузах (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 128–137.

Библиографический список:

  1. Анисимова Т.Г. Критерии оценки эффективности процесса адаптации студентов в условиях вуза // Социология образования. 2014. № 4. С. 105–112.
  2. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Обеспечение качества высшего образования: современный опыт // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 122–135.
  3. Бутакова Д.А., Гузик М.В., Сидорова Н.В. Особенности организации образовательного процесса в современном вузе (по результатам социологического опроса студентов пятого курса НИ ИРГТУ) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 4 (75). С. 234–238.
  4. Валитова Е.Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (145). С. 157–162.
  5. Давыденко Т.М. Взаимодействие университета с бизнес-сообществом в сфере инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 112–117.
  6. Камаева Н.Е., Калинина А.Г., Анисимов Э.А. Удовлетворенность студентов процессом обучения в техническом вузе // Потенциал современной науки. 2014. № 8. С. 50–54.
  7. Копалкина Е.Г. Проблемы содействия трудоустройству и адаптации молодежи к рынку труда (на примере г. Иркутска) // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 2 (12). С. 168–174.
  8. Кочетов Д.А., Селезнева Н.А. Динамическая модель ситуационно-кластерного портрета систем мониторинга качества деятельности образовательных заведений // Открытое образование. 2012. № 4. С. 15–19.
  9. Мягков А.Ю., Григорьева М.В., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. Производственная практика глазами студентов технического вуза (по материалам социологического исследования // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 100–113.
  10. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3–9.
  11. Струк Е.Н., Сергеева И.А. Социальные и психологические аспекты формирования инновационной личности в вузе: анализ эмпирических исследований // Colloquium-journal. 2020. № 1–4 (53). С. 47–49.
  12. Субетто А.И. Какое нужно образование в России // Философские и методологические проблемы научно-технического творчества: материалы Всероссийской научной конференции (Санкт-Петербург, 13–14 мая 2019 г.). Санкт-Петербург: Балтийский государственный технический университет Военмех им. Д.Ф. Устинова, 2019. С. 14–22.
  13. Таньков Н.Н. Мониторинг удовлетворенности студентов учебным процессом по дисциплине как компонент оценки качества высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 6 (171). С. 106–111.
  14. Черкасова Т.В. Российское студенчество в зеркале социологических исследований советского студенчества // Научные труды участников чтений «I чтения памяти В.Т. Лисовского». 2017. С. 300–307.
  15. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции «Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения». 2019. С. 11–24.