Проблемы системы воспитания гражданской позиции студентов в технических вузах

Том 3, номер 4, 2018, с. 41–48

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 227 КБ, просмотров: 526)

Аннотация:

Образование – это процесс обучения и воспитания. Воспитание определяет целевую программу деятельности, формирует вектор потребностей личности, и сумма знаний и умений, полученная в процессе образования, направляется на реализацию тех задач, в тех формах и теми способами, которые соответствуют аксиологической шкале, сформированной в процессе воспитания. Появляющаяся в процессе обучения гражданская позиция личности в последствие проявляется во всех аспектах ее жизнедеятельности. Через систему высшего образования проходит большая часть молодежи. Формирование гражданской позиции студентов в условиях информационно насыщенного и открытого мира, актуальные сегодня проблемы национальной безопасности выводят на первый план задачи воспитания молодого поколения. Несмотря на провозглашенные на государственном уровне задачи по воспитанию гражданского самосознания, анализ показывает, что они недостаточно отражены в образовательных стандартах, определяющих содержание обучения студентов и, соответственно, слабо проявляются в учебном процессе. Федеральные государственные стандарты образования, усиленные создаваемыми профессиональными стандартами, направлены, прежде всего, на удовлетворение заказа современного рынка труда. По воспитательной деятельности не существует никаких обязательных нормативов, поэтому на сегодняшний день данная сфера (ее существование, развитие, наполненность и т. д.) находится на усмотрении администрации вуза. Особенно ярко эти тенденции отражаются на студентах технических вузов, гражданская позиция которых в виду специфики обучения формируется не благодаря учебному процессу, а под воздействием внешних, стихийных, часто негативных факторов.

Ключевые слова:

воспитательный процесс в вузе, образовательные стандарты, гражданская позиция, гражданское самоопределение, компетентностный подход

Автор:

Денисова Алла Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Московский технический университет связи и информатики, г. Москва, Российская Федерация

Для цитирования:

Денисова А.Б. Проблемы системы воспитания гражданской позиции студентов в технических вузах. Социальная компетентность. 2018;4(3):41–48.

Библиографический список:

  1. В халифат: выбраться из ловушки вербовщиков практически невозможно [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2627331 (21.05.2018).
  2. Денисова А.Б. Невозможность реализации требований ФГОС в рамках традиционной учебной деятельности в техническом вузе // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 1–2 декабря 2016 г.). Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2016. Т. 1. С. 77–82.
  3. Ильинский И.М. Прошлое в настоящем. Избранное. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011. 840 с.
  4. Мотова Г.Н. Аккредитационные показатели. К истории одного критерия [Электронный ресурс]. URL: http://akvobr.ru/k_istorii_odnogo_kriteria.html (01.05.2018).
  5. Пущаев Ю.В. Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) // Вопросы философии. 2006. № 8. С. 3–14.
  6. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2016. 725 с.
  7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. 444 с.
  8. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Mineapolis. 1996.
  9. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In: Bryson, (ed.) The Communication of Ideas. New York: Harper and Brothers. 1948.