Инновации в современном образовании: понятие, сущность, классификация

Том 3, номер 3, 2018, с. 56–62

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 190 КБ, просмотров: 559)

Аннотация:

В статье рассматриваются трансформационные процессы в современном обществе, которые ведут к необходимости реформирования социальных институтов, в том числе и института образования. Отмечается, что в современном обществе наиболее важными становятся процессы, связанные с созданием и распространением знания. Степень развитости государства оценивается по его способности активно использовать и развивать человеческий потенциал. В работе исследуются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей к содержанию понятий «инновация» и «инновационная деятельность». Методологический анализ показал, что теории инноваций изначально были ориентированы на бизнес-сектор. Для того чтобы быть конкурентоспособными, предприятия внедряли новые продукты или услуги, повышая эффективность своих производственных процессов и организационных механизмов. Постепенно инновационная активность «перетекла» в сектор государственных услуг. Так как образование является основным компонентом государственных услуг, инновационные процессы в данной отрасли стали неотъемлемой частью социального развития современного общества. Автором анализируются концептуальные аспекты инноваций, рассматривается понимание сущности инновационной деятельности в образовательном процессе, приводится обобщенная классификация образовательных инноваций. Отмечается, что образование весьма консервативно, поэтому очень часто при попытке внедрить образовательные инновации возникает сопротивление и все возможные изменения сводятся к минимуму. Поэтому любые новшества следует применять с осторожность, частично заменяя старые методы и подходы, преобразовывая лишь отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова:

инновации, инновационный потенциал, модернизация, инновационный процесс, образовательная деятельность, эффективность, человеческий капитал

Автор:

Дружинина Нина Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Дружинина Н.С. Инновации в современном образовании: понятие, сущность, классификация. Социальная компетентность. 2018;3(3):56–62.

Библиографический список:

  1. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М.: Багира-2, 2006. 360 с.
  2. Шакуров А.А. Инновационные процессы в современном высшем образовании // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, 2010. № 2(111). С. 92–96.
  3. Aiken M., Hage J. The Organic Organization and Innovation // Sociology, 1971. Vol. 5. No. 1. Pp. 63–82.
  4. Godin B. Innovation: the History of a Category. Working Paper No. 1, Project on the Intellectual History of Innovation. Montreal: INRS, 2008. 62 p.
  5. Linton J. Implementation Research: State of The Art and Future Directions // Technovation, 2002. Vol. 22. No. 2. Pp. 65–79.
  6. Organisation for Economic Cooperation and Development. The Measurement of Scientific and Technical Activities. Paris, 1981. 30 p.
  7. Organisation for Economic Cooperation and Development. Oslo Manuals. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. Third edition. Paris, 2005. 162 p.
  8. Schumpeter J.A. The Theory of Economic Development: An Inquiry Into Profits, Capital, Credit, Interests and The Business Cycle. London: Oxford University Press, 1934. 255 p.