Современные подходы к проблеме смысла и смыслообразования в учебном процессе

Том 2, номер 4, 2017, с. 46–51

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 201 КБ, просмотров: 587)

Аннотация:

В статье рассматриваются понятия «смысл», «смыслообразование». Представлены различные точки зрения исследователей на данную проблему. Подчеркивается недостаточность в разработке целостной теории смысла. Указывается на то, что отправной точкой в исследовании смысла и смыслообразования для многих мировых ученых являются работы по экзистенциональной и гуманитарноориентированной психологии. Описываются современные подходы к смыслу и смыслообразованию в учебном процессе. Делается вывод о том, что на данный момент в отечественной психологии существуют подходы к проблеме смысла и смыслообразования, которые можно рассматривать в контексте учебного процесса.

Ключевые слова:

смыл, смыслообразование, учебный процесс, социальные ценности, жизненные ценности и установки

Автор:

Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 для технических специальностей факультета прикладной лингвистики, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Горская Н.Е. Современные подходы к проблеме смысла и смыслообразования в учебном процессе // Социальная компетентность. 2017. Т. 2. № 4. С. 46–51.

Библиографический список:

  1. Дильтей В. Описательная психология: перевод с немецкого. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  3. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 256 с.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности: культурноисторическое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. 447 с.
  5. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 270 с.
  6. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 186 с.
  7. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования // Психологическая наука и образование. 1998. № 3 / 4. С. 38–46.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Питер, 2011. 351 с.
  9. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1971. 120 с.
  10. Смирнов С.Д. Педагогическое и психологическое высшее образование: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 304 с.
  11. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Издво РОУ, 1995. 139 с.
  12. Леонтьев Д.А. Смысл и побудительная сила мотива // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / ред. Л.И. Анцыферова, Т.И. Артемьева, В.Г. Асеев, Ин-т психол. АН СССР. М., 1988. С. 47–51.
  13. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социальноэкономических изменений // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 35–53.
  14. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 213 с.
  15. Свиридова И.А. Ценностно-смысловые индикаторы психологического здоровья личности // Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Н.А. Кравцовой. Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2011. С. 190–197.