Механизм включения воспитательного компонента в профессиональные образовательные программы

Том 6, номер 1, 2021, с. 75–92

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 826 КБ, просмотров: 202)

Аннотация:

В статье проанализирована организация воспитания в высших учебных заведениях в контексте изменения правового поля российского образования. Выявлены проблемы в реализации воспитывающего образования, детерминированные сложностью формулирования и измерения личностных качеств обучающихся, разнообразными запросами потребителей образовательных услуг, специфическими особенностями используемых форм организации обучения. Основными методологическими подходами к совершенствованию воспитательной работы и формированию гражданско-правового сознания и инновационной готовности являются аксиологический и личностно-деятельностный. Исследованы тенденции развития воспитания в процессе профессиональной подготовки. Сделан вывод, что значительное внимание в научных работах уделяется гражданско-патриотическому воспитанию в педагогических и военных вузах. Его активизации в других образовательных организациях препятствует недостаточная педагогическая квалификация профессорско-преподавательского состава и отторжение ими педагогики как науки. Значительным воспитательным потенциалом обладает участие студентов в общественно полезной работе на добровольной основе. По результатам исследования выделен ряд психологопедагогических условий результативности воспитательной работы при освоении профессиональной области: усиление воспитательного компонента в обучении; разбиение программы воспитания на обязательную и вариативную части; включение в учебные планы дисциплин воспитательного характера; повышение педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава; вовлечение в воспитание представителей работодателей; активное использование потенциала цифровизации; усиление роли кураторов и наставников; активное использование креативной воспитательной среды. Для обеспечения реализации нормативно-правовых документов и повышения уровня гражданской сознательности и духовности при получении профессионального образования предлагается проведение корректировки образовательных программ с учетом задач воспитания, совершенствования креативно воспитательной среды и развития внеучебной деятельности с целью максимального учета индивидуальных личностных качеств и потребностей, интенсификации самостоятельной работы в цифровом пространстве, активного привлечения студентов к реализации инновационных проектов. Использование разработанного механизма позволит повысить эффективность воспитательной работы и обеспечить высокий уровень духовно-нравственной культуры и гражданско-правового сознания, инновационной готовности выпускников вузов.

Ключевые слова:

воспитание, профессиональное образование, личностное развитие, подготовка инновационного специалиста

Автор:

Попов Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Благодарности:

Кукушкиной Валентине Андреевне, методисту, отличнику народного просвещения, за поддержку и ценные замечания при подготовке статьи.

Для цитирования:

Попов А.И. Механизм включения воспитательного компонента в профессиональные образовательные программы // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. С. 75–92.

Библиографический список:

  1. Арзамасцева Н.Г. Личностно-ориентированные технологии в организации духовно-нравственного воспитания студентов вуза // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2020. № 2 (26). С. 9–13.
  2. Афонин И.Д., Кирилина Т.Ю. Педагогическое общение как фактор эффективности образовательного процесса в высшей школе // Социально-гуманитарные технологии. 2020. № 3 (15). С. 88–94.
  3. Безденежных А.А., Брыкина В.А., Лукьянова Л.М. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов педагогического вуза // Автономия личности. 2020. № 2 (22). С. 75–79.
  4. Бухтояров Н.И., Шахова М.Н., Князева О.Н. Патриотическое воспитание в вузе как одно из приоритетных направлений формирования личности студента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 123–126.
  5. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Меркульев Е.И. Формирование правовой культуры у студентов высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4. С. 61–66.
  6. Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. Современный взгляд на историю развития волонтерства как составной части социального воспитания и воспитательной деятельности вуза // Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 30–37.
  7. Денисова А.Б. Зависимость стабильности государства от процесса воспитания гражданской позиции студенчества // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3 (17). С. 324–333.
  8. Думенко А.В. Роль организации социальнокультурного пространства вуза в воспитании молодежи // Перспективы науки. 2020. № 2 (125). С. 106–109.
  9. Ерзылева И.А. Волонтерская деятельность – важный фактор духовно- нравственного воспитания молодежи в вузах России // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 5. С. 251–257.
  10. Клюшин М.С. Опыт формирования компетентностноориентированного образовательного результата средствами интеграции обучения и воспитания в военном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 28–31.
  11. Кравцова Л.М., Шакамалов Г.М. Повышение эффективности физического воспитания студентов в условиях вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 3 (49). С. 56–63.
  12. Лемешева Е.П. Воспитание студентов в вузе через учебный процесс // Научные горизонты. 2020. № 11 (39). С. 83–90.
  13. Ливак Н.С., Климова И.В., Лебедихин В.В. Психологические подходы к профилактике экстремизма в системе высшего образования // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 12. С. 5–9.
  14. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодѐжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 235–237.
  15. Николаев А.В. Педагогические условия воспитания нравственно-волевых качеств у курсантов военного вуза. ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 202–212.
  16. Перевощикова Г.С. Личностно-профессиональное воспитание студентов гуманитарного вуза во внеучебной деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4 (56). С. 90–100.
  17. Петракова А.С. Личность педагога вуза как решающий фактор формирования профессиональнонравственных качеств обучающихся (на примере новороссийского филиала краснодарского университета МВД России) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 64–67.
  18. Попов А.И. Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 92–106.
  19. Попов А.И. Организация воспитывающего обучения при освоении технических дисциплин // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 353–361.
  20. Попов А.И., Пучков Н.П. Развитие духовности в техническом образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 2(76). С. 154–166.
  21. Протасова Е.С. Осуществление гражданскопатриотического воспитания студентов вуза // Образование и наука. 2020. Т. 3. № 2. С. 400.
  22. Романов А.А., Завертяева Ю.А. Образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. С. 44–47.
  23. Скрынников Н.П. Направления развития и проблемы определения модели процесса воспитания духовнонравственных ценностей в вузе // Заметки ученого. 2020. № 1 (44). С. 144–148.
  24. Уразалиева Р.М. Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе // Педагогическое образование и наука. 2020. № 4. С. 47–49.
  25. Устинова Н.П. Проектирование воспитательного пространства вуза // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 4. С. 44–48.