Образ Кубы в советском и американском кинематографе периода холодной войны

Том 5, номер 4, 2020, с. 533–540

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 526 КБ, просмотров: 303)

Аннотация:

В статье приводятся результаты анализа видеообразов Кубы в советском и американском кинематографе периода холодной войны. Страна после революции 1953–1959 гг. приобретает для США и СССР как стратегическое, так и символическое значение, чем обусловлен повышенный интерес к кубинской тематике в массовой культуре в целом и в кинематографе, в частности. Материалами для исследования послужили советские и американские художественные фильмы, снятые в период 1945–1991 гг., использовалась сплошная выборка. Цель работы – анализ особенностей репрезентации Кубы в советском и американском кинематографе времен холодной войны. Исследование показало, что образы острова свободы включаются в формирование образа врага посредством объективации этой страны, изображения ее в качестве арены противоборства двух сверхдержав. А также выполняют схожие функции: они привлекаются, чтобы показать моральное превосходство того или иного общественного устройства. Вместе с тем изображения жизни острова в американском кинематографе отличаются большим разнообразием, что объясняется плюрализмом данной культуры. Конструируемые в советском кинематографе образы Кубы, напротив, характеризуются упрощенным, стереотипным видением, обусловленным как наличием доминирующей идеологии, так и отсутствием длительной истории межкультурной коммуникации. Понятия «Куба» и «кубинец» – значимые и для советской, и для американской культуры. В то же время советский кинематограф нередко подчеркивает сходство положения русского и кубинского человека. В американском акцент сделан на превосходстве американцев.

Ключевые слова:

Куба, образ врага, холодная война, кинематограф, советский кинематограф, американский кинематограф, российско-американские отношения

Автор:

Клещенко Людмила Леонидовна, кандидат политических наук, исполнитель по гранту, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Благодарности:

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант 18-18-00233 «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике холодной войны: компаративный анализ».

Для цитирования:

Клещенко Л.Л. Образ Кубы в советском и американском кинематографе периода холодной войны // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 4. С. 533–540.

Библиографический список:

  1. Белов С.И. Образ врага в советской политике памяти периода «Холодной войны» (на примере позиционирования США в кинематографе СССР) // Научные горизонты. 2018. № 10 (14). С. 38–52.
  2. Беляева А.В. Трансформация образа Кубы в американском кинематографе // Диалоги о культуре и искусстве: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 26–27 октября 2016 г.). Пермь: Изд-во Пермский государственный институт культуры, 2016. С. 321–326.
  3. Давыдова О.С. Иллюзорная идеология: как неигровое кино США превратилось в орудие Холодной войны // Terra Aestheticae. 2019. № 1 (3). С. 82–105.
  4. Колесникова А.Г. Формирование и эволюция образа врага периода холодной войны в советском кинематографе (середина 1950-х – середина 1980-х гг.). М.: Изд-во Росийский государственный гуманитарный университет (РГГУ), 2009.
  5. Кубышкин А.И. Сакральные жертвы холодной войны: дети как субъект/объект идеологической конфронтации и политической пропаганды. Санкт-Петербург: Изд-во СанктПетербургский государственный университет, 2019. С. 21–23.
  6. Орлова А.С. Образ «внутреннего врага» в киноискусстве 1941–1945 гг. как отражение идеологической политики советского государства (на материале художественных фильмов о Великой Отечественной войне) // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 23. № 3. С. 64–68.
  7. Рябов О.В. «Советский враг» в американском кинематографе холодной войны: гендерное измерение // Женщина в российском обществе. 2011. № 2 (59). С. 20–30.
  8. Рябова Т.Б., Панкратова Е.В. «Cold warriors» Глазами современных россиян: рецепция кинообразов маскулинности американских военных периода [олодной войны // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 29–40.
  9. Сенявская Е.С. Русские и финны глазами друг друга: «образ врага» в кинематографе о второй мировой войне // Вестник Российского университета дружбы народов. 2005. № 4. С. 14–19.
  10. Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2015). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2015. 221 c.
  11. Юдин К.А. «Образ врага» и атмосфере «Холодного противостояния» в зарубежном кинематографе 1960–1970-х гг. // Диалог со временем. 2019. № 67. С. 178–194.
  12. Ярулина Д.Р. Образ Кубы в художественной культуре и СМИ России и США // Латинская Америка. 2012. № 1. С. 90–97.
  13. Ярулина Д.Р. Куба в советском/российском и американском художественном и массмедийном дискурсе второй половины XX века: компаративный анализ. M.: Изд-во Московский государственный институт международных отношений, 2015. 212 с.
  14. Riabov О. The Red Machine: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema. In Quaestio Rossica. 2020. Vol. 8. No. 2. P. 536–550.
  15. Sakwa R. «New Cold War» or twenty years’ crisis? Russia and international politics. International Affairs 84 (2). 2008. P. 241–267.
  16. Vanhala H. The Depiction of Terrorists in Blockbuster Hollywood Films, 1980–2001. McFarland & Company, Inc., Publishers, Jefferson, North Carolina, and London. 2011. 365 p.