Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в цифровой среде

Том 5, номер 2, 2020, с. 244–254

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 220 КБ, просмотров: 373)

Аннотация:

В статье проанализировано изменение ценностных ориентаций молодежи в условиях постиндустриальной цифровой экономики и показана важность саморазвития студента для его профессионального становления. Исследование направлено на выявление основных характеристик компонентов системы сопровождения творческого саморазвития студента в цифровой среде, с целью повышения качества подготовки технических специалистов. Разработка концептуальных подходов к разрешению проблемы осуществлялась на основе аксиологического, гуманистического, контекстного, личностно-деятельностного методологических подходов. Результативность развития творческой личности специалиста в вузе в рамках самостоятельной работы определяется готовностью научнопедагогических работников к сопровождению индивидуальной траектории обучающихся и обеспечению еѐ креативного характера, разработкой и внедрением инструментально-педагогических средств, побуждающих к проявлению высших уровней интеллектуальной активности, и использованием адаптивной системы управления творческим саморазвитием по отдельным дисциплинам на основе анализа цифрового следа обучающихся. Проблемным моментом обучения в цифровой среде является недостаточная возможность эмоционального воздействия, что предопределяет значимость подготовки преподавателей к работе в новых условиях и развития их креативнопедагогической компетенции. Ключевыми характеристиками готовности преподавателя к сопровождению творческого саморазвития обучающихся в условиях цифровизации экономики являются: высокий уровень духовнонравственной культуры; сформированность у них творческих компетенций; готовность к преодолению психологической инерции и нацеленность на внедрение педагогических инноваций в процесс профессиональной подготовки; умения использовать цифровые технологии как в сфере научных интересов, так и в образовательной деятельности. Наиболее эффективными инструментально-педагогическими средствами являются творческие задачи, отражающие предметный и социальный контексты профессиональной деятельности и олимпиадное движение в дистанционном формате, организованное на основе принципов импульсной педагогики и предполагающее чередование этапов интенсивной мыслительной работы, групповой рефлексии и релаксации в рамках виртуальных коллективов. Применение адаптивных систем управления саморазвитием по фундаментальным дисциплинам обеспечивает максимальное раскрытие потенциала обучающихся и формирование универсальных компетенций в индивидуальном режиме.

Ключевые слова:

инновационная готовность, аксиология, креативность, саморазвитие, креативно-педагогические компетенции, цифровые образовательные технологии, педагогическое мастерство

Авторы:

Попов Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия

Молоткова Наталия Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия

Для цитирования:

Попов А.И., Молоткова Н.В. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития студента в цифровой среде // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 244–254.

Библиографический список:

  1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
  2. Бубякина В.И., Степанова Л.В. Развитие личности в процессе творческой деятельности // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 2. С. 107–110.
  3. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. М.: Институт Психологии Российской Академии Наук, 1996. 40 с.
  4. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 133 с.
  5. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Университеты в современном мире: аксиологический ресурс развития. Оренбург: Оренбурский государственный университет, 2010. 374 с.
  6. Лобашев В.Д., Талых А.А., Зименкова Ф.Н. Развитие творческого потенциала личности в практике профессиональной подготовки // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 95–104.
  7. Молоткова Н.В., Попов А.И. Методология профессионального становления преподавателя–исследователя в техническом вузе. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2019. 96 с.
  8. Молоткова Н.В., Попов А.И. Методология аттестации научно-педагогических кадров образовательных учреждений // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 1(75). С. 157–170.
  9. Назарова С.И. Приоритет творческого развития личности в современной педагогической практике // Современное педагогическое образование. 2018. № 4. С. 145–148.
  10. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности. Саранск: Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарѐва, 2008. 172 с.
  11. Попов А.И. Механизм мотивирования преподавателя технического вуза к педагогическому творчеству // Alma-mater: Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 56–59.
  12. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, 2010. 212 с.
  13. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. Cанкт-Петербург: Cанкт-Петербургский Политехнический университет, 2017. 216 с.
  14. Степанов В.И. Развитие творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 5(194). С. 166–174.
  15. Степанов В.И. Роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 3(21). С. 161–172.
  16. Чжу Ф. Формирование творческих способностей студентов в аспекте всестороннего развития личности // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11(19). С. 50–52.