Молодые ученые региона: возможности и перспективы

Том 5, номер 1, 2020, с. 74–85

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 309 КБ, просмотров: 379)

Аннотация:

Одним из значимых факторов социально-экономического развития государства является повышение роли и значимости научных исследований и научного сообщества. В условиях трансформации науки неоднозначность выбора профессиональных ориентиров и карьерного роста молодых ученых может привести к системному кризису воспроизводства научных кадров. Для исследования адаптационных стратегий молодых ученых Республики Башкортостан авторами были проведены два экспертных социологических исследования, методом анкетирования. Всего было опрошено 150 молодых исследователей и 50 – ученых старшего поколения в г. Уфа. В данной статье представлены результаты этой работы. Особое внимание уделено возможностям, барьерам и мотивации к работе в научной сфере. В соответствии с целями исследования, молодыми учеными республики дана оценка реформам и условиям для реализации своего научного и интеллектуального потенциала. На основе статистических данных сделан анализ состояния научной сферы, в том числе изменений социально-профессиональной структуры ученых, приема и выпуска аспирантов и докторантов, сокращения диссертационных советов. Последнее привело к тому, что в регионе аспирантам большей части специальностей нет условий для защиты диссертационных работ, что вынуждает исследователей искать советы в других регионах. Данная ситуация может привести к тому, что в Республике сформируется дисбаланс в воспроизводстве кадровых ресурсов по тем или иным специальностям.

Ключевые слова:

молодые ученые, регион, наука, исследователи, аспирантура, докторантура

Автор:

Ахметова Эльмира Ирековна, научный сотрудник, ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Россия

Благодарности:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-311-00266 мол_а «Адаптационные стратегии молодых ученых в условиях институциональных изменений в науке: региональный контекст».

Для цитирования:

Ахметова Э.И. Молодые ученые региона: возможности и перспективы // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. C. 74–85.

Библиографический список:

  1. Абдирайымова Г.С. и др. Молодые ученые Казахстана: опыт построения научной карьеры // Социологические исследования. 2013. Т. 2. № 2. С. 119–129.
  2. Аблажей А.М. Радикальная реформа Российской академии наук: разработка, реализация, оценка научным сообществом // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 1 (35). С. 29–52.
  3. Артеменко Н.А. Научная состоятельность экспертной оценки эффективности работы ученого: в поисках потерянного смысла // Научное издание международного уровня–2016: решение проблем издательской этики, рецензирования и подготовки публикаций: материалы 5-й Международной научнопрактической конференции (Москва, 17–20 мая 2016 г.), Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 63–73.
  4. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К. Молодые в науке: становление молодого ученого // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 48–50.
  5. Васильева Е.В., Сидоркина А.С. Ученые Приморья о реформировании РАН // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 3. С. 68–79.
  6. Водождокова З.Н. Адаптация молодых ученых к модернизационным и глобализационным процессам // Новые технологии. 2011. № 4. С. 274–276.
  7. Долженко Р.А. и др. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 9. С. 122–153.
  8. Миронов В.В. Наукометрия как разновидность безумия. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://socratonline.ru/page/naukometrija-kakraznovidnost-bezumija (дата обращения 20.01.2020).
  9. Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности и социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2 (75). С. 140–146.
  10. Панкратова Е.В. Человеческий капитал молодых ученых г. Иваново // Инновационное развитие регионов в условиях глобализации: материалы международной научно-практической конференции (Иваново, 3–5 сентября 2015 г.). Ивановский государственный университет, 2015. С. 343–347.
  11. Положихина М.А. Неоднозначные итоги реформирования российской науки // Экономические и социальные проблемы России. 2019. № 2. С. 110–138.
  12. Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Отношение ученых к реформированию российской науки об образовании (по материалам социологического опроса) // Ценности и смыслы. 2017. № 4. С. 34–43.
  13. Тихомирова Н.В., Мальченко С.Н., Якимахо А.П. Знания как фактор производства // Статистика и экономика. 2015. № 1. С. 111–116.
  14. Шабанова М.А. Экономический и социологический анализ институциональных изменений (возможности интеграции) // Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 65–80.
  15. Шувалова О.Р. Престиж профессии ученого в мире и в России // Науковедческие исследования. 2015. № 1. С. 19–42.