Политический символ в формировании национальной идентичности школьников (на примере символа «Родина»)

Том 4, номер 3, 2019, с. 272–278

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 199 КБ, просмотров: 466)

Аннотация:

В настоящей статье проводится анализ использования политических символов, на примере символа «Родина», в формировании национальной идентичности школьников. Эмпирическими материалами выступили 68 школьных учебника, рекомендованных Министерством просвещения РФ для средней и старшей школы, по таким гуманитарным дисциплинам как обществознание, история России, русский язык, литература. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. Символ «Родина», как политический символ, концентрирующий в себе информацию о стране в целом, ее географических, национальных и культурных особенностях, используется в конструировании национальной идентичности школьников. Анализ показал, что в исследуемом символе можно выделить три компонента. Во-первых, когнитивный, который состоит из таких элементов как территория страны и люди, ее населяющие. Первая описывается как огромное, разнообразное в географическом и культурном плане пространство. В свою очередь люди, населяющие территорию страны, – через образ матери, сплоченный многонациональный народ, а также через известные личности. Во-вторых, аффективный компонент, а именно эмоции и чувства, которые создатели учебников стремятся сформировать в школьниках. Главными, по мнению авторов, являются любовь к родине и чувство долга. Кроме перечисленных, также можно выделить ностальгию во время разлуки с Родиной, гордость за нее, уважение, ответственность и др. В-третьих, поведенческий компонент, раскрывающийся через действия в мирное и военное время. Авторы учебников указывают, что в мирное время человек обязан трудиться на благо Родины, заботиться о ней. В военное – от человека требуется самоотверженно защищать ее от врагов, бороться за освобождение.

Ключевые слова:

политический символ, национальная идентичность, символ «Pодина»

Автор:

Карушева Юлия Михайловна, исполнитель по гранту, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), г. Москва, Россия

Благодарности:

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РНФ научного проекта № 18-18-00233 «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике холодной войны: компаративный анализ».

Для цитирования:

Карушева Ю.М. Политический символ в формировании национальной идентичности школьников (на примере символа «Родина») // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 3. С. 272–278.

Библиографический список:

  1. Асеева Т.А. Роль государства в политической социализации граждан современной России // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 2/1. С. 215–220.
  2. Гребенюк Т.Н. Образ Родины: общечеловеческая ценность versus Политическая ценность // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 301. С. 14–16.
  3. Конода И.В. Политическая социализация в современном российском обществе // Власть. 2007. № 4. С. 32–34.
  4. Левада Ю.А. Люди и символы: Символические структуры в общественном мышлении. Заметки для размышления // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 6 (56). С. 7–13.
  5. Лескинен М.В. Образы страны и народов Российской империи в учебниках для начальной школы второй половины XIX века: формы репрезентации этничности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4. С. 92–117.
  6. Самаркина И.В. Школьный учебник в процессе политической социализации в постсоветской России: автореферат дис. канд. полит. наук. Моск. гум.-соц. Академия. Москва. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/shkolnyi-uchebnik-vprotsesse-politicheskoi-sotsializatsii-v-postsovetskoi-rossii (дата обращения: 26.06.2019).
  7. Сандомирская И. (2001) Книга о Родине: Опыт анализа дискурсивных практик. Wiener slawistischer Almanach, Sonderband 50. Wien. 282 с.
  8. Шестопал Е.Б. Политическая социализация российских граждан в период трансформации М.: Некоммерческое партнерство «Новый Хронограф», 2008. 552 с.
  9. Щербинин А.И. Конструирование образа (на примере выстраивания концепта Родины) // АртМаркетинг. 2009. № 4 (28). С. 19–27.
  10. Billig M. Banal nationalism. London: SAGE. 1995. 209 p.
  11. Butz D. National Symbols as Agents of Psychological and Social Change // Political Psychology, 2009. Vol. 30 (5). Pp. 779–804.
  12. Cerulo K. Sociopolitical Control and the Structure of National Symbols: An Empirical Analysis of National Anthems // Social Forces, 1989. Vol. 68 (1). Pp. 76–99.
  13. Cohen A. Symbolic construction of the community. Chichester: E. Horwood; London; New York: Tavistock Publications. 1985. 128 p.
  14. Elgenius G. Expressions of nationhood: national symbols and ceremonies in contemporary Europe: dissertation of Doctor of Philosophy. The London School of Economics and Political Science, University of London, 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/16390523.pdf (дата обращения: 26.06.2019).
  15. Firth R. Symbols: Public and Private. Ithaca, NY: Cornell University Press. 1973. 469 p.