Проблемы Единого государственного экзамена по обществознанию: оценки социологов и практиков

Том 4, номер 2, 2019, с. 175–184

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 311 КБ, просмотров: 331)

Аннотация:

В статье делается попытка анализа проблем функционирования системы среднего образования в России. При этом основной акцент – на преподавании обществознания в школах, лицеях и гимназиях, как наиболее близкой проблемы для автора, уже не один десяток лет преподающего в высших учебных заведениях социологию. Вскрываются основные недостатки Единого государственного экзамена по обществознанию. В частности, показывается фрагментарность сведений и данных из разных дисциплин – политологии, социологии, философии, юриспруденции, экономики, что не позволяет сформировать целостное адекватное представление об обществе, его структуре, процессах в нем происходящих. Отмечается, что не удается достичь основных целей введения Единого государственного экзамена, одна из которых заключалась в обеспечении равного доступа выпускников всех школ для получения высшего образования. Этому препятствует система внешкольной подготовки выпускников школ специальными преподавателями, оплата труда которых постоянно возрастает. Снижению качества школьного образования будет способствовать отмена квалификационного требования к учителям об обязательном наличии у них педагогического образования. Предлагаются меры по совершенствованию преподавания обществознания в средних учебных заведениях. В частности, речь идет о том, чтобы Единый государственный экзамен по обществознанию в форме теста стал только дополнением к устному экзамену, что позволит полнее выявить способности учащихся анализировать структуру общества, его функционирование.

Ключевые слова:

социальный институт, образование, Единый государственный экзамен, модернизация образования, стратегия развития образования

Автор:

Кривошеев Владимир Вениаминович, доктор социологических наук, доцент, профессор Института гуманитарных наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Россия

Для цитирования:

Кривошеев В.В. Проблемы Единого государственного экзамена по обществознанию: оценки социологов и практиков. Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 2. C. 175–184.

Библиографический список:

  1. Бушмелева Д.Б. Россия и болонский процесс: возможности и перспективы [Электронный ресурс]. URL.: http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1620 (дата обращения: 11.04.2019).
  2. Васильев С.Ф. Реформа образования в России в контексте глобализации: поход против знаний [Электронный ресурс]. URL.: http://netreforme.org/news/reformaobrazovaniya-v-rossii-v-kontekste-globalizatsii-pohodprotiv-znaniy-2/ (дата обращения: 14.04.2019).
  3. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL.: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9195 (дата обращения: 14.04.2019).
  4. Доклад Всемирного банка «Модернизация российского образования: достижения и уроки». [Электронный ресурс]. URL.: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/305499-1094736798511/518266-1094798630332/elearning_policy_rus.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
  5. Доклад Всемирного банка «Политика информатизации и новая школа в России». 2003 [Электронный ресурс]. URL.: http://siteresources.worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/305499-1094736798511/518266-1094798630332/elearning_policy_rus.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
  6. Доклад Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы». [Электронный ресурс]. URL.: http://documents.worldbank.org/curated/en/323021468329427646/pdf/249730Russian.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
  7. Доклад по социальной политике Института социологии РАН. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.isras.ru/analytical_report_SociaPpolicy_07.html?&printmode (дата обращения: 14.04.2019).
  8. Как проходит процесс обучения в американском вузе? [Электронный ресурс]. URL.: https://mechanismone.livejournal.com/26051.html (дата обращения: 12.04.2019).
  9. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. Обществознание. [Электронный ресурс]. URL.: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1472212458/obshchestvoznanie.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
  10. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года. Обществознание. [Электронный ресурс]. URL.: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1508496086/obshchestvoznanie_2017_red._18.10.2017.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
  11. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года. Обществознание. [Электронный ресурс]. URL.: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535372249/obshchestvoznanie_2018.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
  12. Министерство просвещения Российской Федерации. Заместитель Министра. О направлении разъяснений [Электронный ресурс]. URL.: https://pedagogprof.org/images/2019/ts-817_08.pdf (дата обращения: 07.04.2019).
  13. Отчет о деятельности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» в 2018 году. 2019 [Электронный ресурс]. URL.: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1551426799/otchet_fipi_za_2018.pdf (дата обращения: 12.04.2019).
  14. Почти половина российских семей, где есть старшеклассник, оплачивает репетиторов [Электронный ресурс]. URL.: https://www.superjob.ru/research/articles/112087/pochti-polovina-rossijskih-semej/ (дата обращения: 01.05.2019).
  15. Репетиторы в Калининградской области [Электронный ресурс]. URL.: https://kaliningrad.profi.ru/repetitor/ (дата обращения: 01.05.2019).
  16. Репетиторы Тюмени: выходить ли из тени? [Электронный ресурс]. URL.: https://nblife.info/nationalbusiness/rubrics/society/2019-01-repetitory-tyumenivykhodit-li-iz-teni/ (дата обращения: 02.05.2019).
  17. Трусенёва С. Нужно отработать схему взаимодействия на случай непредвиденных ситуаций на ЕГЭ [Электронный ресурс]. URL.: http://kgd.ru/news/opinion/item/62213-svetlana-trusenjova (дата обращения: 19.04.2019).
  18. Тощенко Ж.Т. Исследователи заглянули в ценностный мир гуманитариев: Социология былой интеллигентности // Независимая газета. 2019, 21 января.
  19. Учитель без диплома педагога в РФ теперь норма? Павел Кудюкин назвал решение Министерства просвещения РФ на редкость разумным [Электронный ресурс]. URL.: https://regnum.ru/news/2605885.html (дата обращения: 12.04.2019).
  20. Фонд Общественного Мнения: Репетиторство [Электронный ресурс]. URL.: https://4ege.ru/obrazovanie/4628-fond-obschestvennogo-mneniyarepetitorstvo.html (дата обращения: 01.05.2019).
  21. Чеха В. Является ли образование услугой? // Вести образования [Электронный ресурс]. URL.: https://vogazeta.ru/articles/2017/10/2/blog/397-yavlyaetsya_li_obrazovanie_uslugoy_ (дата обращения: 22.04.2019).