Личностные корреляты возрастно-статусного самосознания подростков

Том 8 (2023), № 2, с. 38–46

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 513 КБ, просмотров: 170)

Аннотация:

Усложнение протекания процесса взросления подростков в условиях современного общества создает условия для актуальности психологических исследований индивидуальных вариаций этого процесса. Целью данного исследования стало эмпирическое изучение личностных характеристик подростков с разными типами возрастно-статусного самосознания. На выборке 236 школьников 12–17 лет с применением личностных адаптированных опросников 16HSPQ, Big5 и авторского опросника «Возрастно-статусное самосознание подростка» было выявлено, что подростки с разными типами возрастно-статусного самосознания характеризуются разными личностными чертами.

Ключевые слова:

подростковое самосознание, чувство взрослости, нежелание взрослеть, возрастно-статусное самосознание, личностные черты, дифференциальная психология

Автор:

Швец Фаина Андреевна, психолог отделения клинической психологии и психотерапии консультативной поликлиники для взрослых «Университетская поликлиника» Медицинского комплекса
Дальневосточный федеральный университет
690922, п. Аякс, 10, о. Русский, г. Владивосток, Россия
e-mail: shvets.fa@dvfu.ru

Для цитирования:

Швец Ф.А. Личностные корреляты возрастно-статусного самосознания подростков // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 2. С. 38–46.

Cписок источников

Абраменкова В.В. Факторы влияния на становление детской картины мира современного школьника в процессе взросления // Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века / под ред. О.В. Лишина. Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. С. 54–109.

Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 87–100. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-87-100

Леонтьев Д. А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. Смысл М, 2011. С. 611–641.

Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39–52.

Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960‑е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205.

Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла – 95: Руководство по использованию. Санкт-Петербург: ГП «Иматон», 1995. 167 с.

Сергиенко Е.А. Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода // Учёные записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153(5).

Сергиенко Е.С. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. № 6(30). https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.689

Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3(31). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239

Толстых Н.Н. Современное взросление / Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. 23 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 607 с.

Arnett J.J. (2019) Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. 2nd ed. Oxford University Press. http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199929382.001.0001

Benson J.E., Johnson M.K. (2009) Adolescent Family Context and Adult Identity Formation. Journal Family Issues. Vol. 30. No. 9. P. 1265–1286. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2806681/

Costa P.T.-Jr., McCrae R.R. (2008) The NEO Inventories. In: Archer R.P., Smith S.R. (eds.). Personality assessment. Routledge/Taylor & Francis Group. P. 213–245.

Norman, W.T. (1963) Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings. Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 66. Р. 574–583.

Twenge J.M., Campbell W. K. (2018) Cultural Individualism Is Linked to Later Onset of Adult-Role Responsibilities Across Time and Regions. Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 49. No. 4. Р. 673–683.