Специфика влияния опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, на их научно-исследовательскую активность в профессии

Том 8 (2023), № 2, с. 20–28

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 709 КБ, просмотров: 141)

Аннотация:

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями задачу подготовки учащихся к проектной и учебно-исследовательской деятельности. Учителя обретают опыт проектирования и научного исследования в процессе получения профессионального образования, участвуя в научных и методических конференциях, подготавливая курсовую, дипломную работы, магистерское исследование. На данный момент недостаточно исследовано в какой степени получаемый будущими учителями опыт оказывает влияние на их активность в данной сфере на этапе профессиональной деятельности, что и является проблемой рассмотрения в данной статье. В исследовании используются методы теоретические (анализ, синтез) и эмпирические (анкетирование, корреляционный анализ, статистический критерий Н. Крускала-Уоллиса). Результаты исследования показывают, что наличие и характеристика связи опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, с их научно-исследовательской активностью в профессии определяется профессиональным стажем учителей.
Учителя, чей стаж выше 20 лет, которые активно занимались наукой в вузе, в большей степени склонны считать, что научно-исследовательская деятельность является частью их профессиональной деятельности и она у них более разнообразна, они принимают участие в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Учителя со стажем менее 5 лет, проявившие активность в научно-исследовательской деятельности на этапе обучения в вузе, статистически значимо чаще отмечают, что продолжают заниматься данной деятельностью в образовательной организации. Ответы учителей со стажем 5–10 лет и 10–20 лет статистически значимую корреляционную связью не показали.
Анализ данных анкетирования позволяет предположить, что поддержание и повышение активности учителей в области научно-исследовательской деятельности требует со стороны руководства образовательного учреждения организационно-управленческих решений, а также предположить, что повышение квалификации и переподготовку педагогического коллектива нужно осуществлять на программах, где написание выпускной квалификационной работы является обязательным условием получения сертификата. Данные предположения требуют отдельного исследования.

Ключевые слова:

научно-исследовательская деятельность, учителя, образование, профессиональный стаж, высшее образование

Автор:

Кравцов Вячеслав Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента педагогики и психологии развития Школы педагогики
Дальневосточный федеральный университет
690922, п. Аякс, 10, о. Русский, г. Владивосток, Россия
e-mail: svkravtsov@yandex.ru

Для цитирования:

Кравцов В.В. Специфика влияния опыта научно-исследовательской деятельности, получаемого будущими учителями в вузе, на их научно-исследовательскую активность в профессии // Социальная компетентность. 2023. Т. 8, № 2. С. 20–28.

Cписок источников

Ветрова Т.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся средней школы: проблемы и решения // International journal of professional science. 2022. № 5. С. 23–32. https://doi.org/10.54092/25421085_2022_5_23

Коростелева С.Г. Организация научно-исследовательской работы в подготовке будущего учителя // Гуманитарные исследования Центральной России. 2018. № 4(9). С. 56–62. EDN: MLEUJN

Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. https://doi.org/10.17513/spno.31320

Полякова Е.В. Сравнительная характеристика образовательного процесса в контексте формального, неформального и информального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65–3. С. 105–107. EDN: MCCMOV

Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой [и др.]. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2018. 150 с.

Сайтбагина Л.А. Инновационная деятельность педагога в контексте проблемно-концентрированного обучения студентов вуза: методологический аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1(37). С. 60–66. EDN: ZPMXHD