Том 8 (2023), № 1, с. 47-58
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 1.6 МБ, просмотров: 193)
Аннотация:
В соответствии с Федеральным проектом «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» к 2024 году планируется вовлечение в различные формы наставничества не менее 70 % обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования. В связи с этим в ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» с 2020 года ведется работа по внедрению целевой модели (методологии) наставничества. В предлагаемой статье представлен опыт по реализации модели наставничества с точки зрения управления данным процессом. В основу управленческих решений должен быть положен причинно-следственный анализ существующих проблем, в частности, касающихся вовлечения педагогов и обучающихся в различные формы наставничества. Выявленные проблемы сгруппированы по четырем блокам: учебная, воспитательная, методическая деятельность, организация учебной и производственной практик. Подбор возможных методов решения проблемы осуществляется с помощью «дерева целей», на основе выбора наиболее оптимальной альтернативы с учетом критериев: величина затрат ресурсов, возможные последствия, вероятность достижения цели. Внедрение целевой модели наставничества в колледже проводится в соответствии с дорожной картой. В качестве механизма реализации модели предлагается проектное управление, согласно которому выбранные формы наставничества «студент-студент», «педагог-студент», «студент-ученик», «работодатель-студент», «педагог-педагог», «педагог-ученик», осуществляются в рамках проектов «Профессионал», «Мега Студент», «Мега Педагог».
Ключевые слова:
наставничество, целевая модель наставничества, проект, проектное управление,
управленческое решение, форма наставничества, дорожная карта, причинно-следственный анализ
Авторы:
И.С. Гомбоева
ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», п. Приаргунск, Российская Федерация
Для цитирования:
Гомбоева И.С. Внедрение целевой модели наставничества в колледже: управленческий аспект // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 1. С. 47–58.
Cписок источников
- Глухоедова Н.Н. Гусевская Л.И. Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели наставничества в профессиональных образовательных организациях. Чита: ИРО Забайкальского края, 2020. 51 с.
- Паленова Т.В. Причинно-следственная диаграмма – как инструмент улучшения качества // StudNet. № 9. С. 729–734.
- Эфендиев Э.М.О. Причинно-следственная диаграмма в управлении качеством образования // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. № 5-1 (50). С. 102–106.
- Гаврищук В.С. Методы контроля и анализа качества образовательных услуг // Проблемы сертификации, управления качеством и документационного обеспечения управления: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2021. С. 30–34.
- Кониболоцкая А.А. Диаграмма Исикавы: исследование рисков в высшем образовании // Экономическая безопасность: правовые экономические, экологические аспекты: сборник научных трудов 3-1 Международной научно-практической конференции. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 89–91.
- Новоселова Д.В. Применение метода «Фишбоун» в обучении информационных технологий // Теория и практика социогуманитарных наук. № 4 (12). С. 68–72.
- Батышев С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984. 672 с.
- Чебровская С.В., Чебровский А.А. Наставник-работодатель глазами наставляемого студента // Современные наукоемкие технологии. № 8. С. 223–227.
- Бусов В.И. Управленческие решения. М.: Юрайт, 2018. 254 с.
- Демин Г.А. Методы принятия управленческих решений. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2019. 88 с.
- Прикот О.Г. Методология проектного управления в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. № 6. С. 25–30.
- Гомбоева И.С. Проектное управление в сфере профессионального воспитания обучающихся колледжа // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 316–323.
- Гомбоева И.С. Наставничество в колледже: от теории к практике (из опыта работы ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»). Чита: ИРО Забайкальского края, 2022. 122 с.
- Гусевская Л.И. Внедрение методологии наставничества в профессиональных образовательных организациях Забайкальского края: первый опыт и перспективы развития // Профессиональное образование Якутии. № 2 (38). С. 33–35.