Проект «Стойбищная школа – сад» (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры)

Том 8 (2023), № 1, с. 129-136

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 290 КБ, просмотров: 141)

Аннотация:

В статье описывается ход реализации регионального пилотного проекта «Стойбищная школа-сад» (далее – проект) с применением дистанционных технологий в условиях территорий традиционного природопользования (далее – ТТП) коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС). Повседневный быт и хозяйство коренных народов требуют огромных сил и затрат. Полукочевой образ ведения традиционного природопользования семей ханты, ненцев не позволяет организовать родителям должную предшкольную подготовку их детям. Хотя дошкольное образование обязательным не является, учтено желание самих родителей. Проект нацелен на получение детьми семей промысловиков Ханты-Мансийского автономного округа  Югры доступного дошкольного образования без отрыва от семьи, на родовом угодье. Описывается социальная эффективность проекта, которая выражается с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в создании условий адаптации и социализации для детей младшего дошкольного и школьного возраста к плавному переходу в начальные классы. Целью представленного материала является анализ современных подходов цифровизации в регионе и внедрения их в образовательную среду вне стандартных условий. Делается заключение о целесообразности проведения мониторингового исследования в рамках образовательного проекта «Стойбищная школа – сад» для сбора своевременной достоверной и объективной информации.

Ключевые слова:

проект, Югра, стойбищная школа-сад, ханты, ненцы, традиционные территории

Авторы:

Н.В. Ткачук
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация

Для цитирования:

Ткачук Н.В. Проект «Стойбищная школа – сад» (на примере Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры) // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 1. C. 129–136.

Cписок источников

  1. Борисов Н.А. Шаг, равный столетиям: солнце над тайгой // Ленинская правда. 1987. 28 июля. С. 2.
  2. Дренин А.А. Группа кратковременного пребывания «Ай-пупэли» (Медвежонок). [Электронный ресурс]. URL: https://depobr.admhmao.ru/vsenovosti/ 6615303/ (11.01.2023).
  3. Любимова Е.А., Семенов М.Ю. Этнорегиональное образование: институциональный подход // Siberian Socium. Т. 1. № 2. С. 97–106.
  4. Вольфсон М.П. Первая в Югре стойбищная школа-сад открылась в Сургутском районе // Вестник Сургутского района. 2020. 2 октября. [Электронный ресурс]. URL: https://vestniksr.ru/ news/35824-pervaja-v-yugre-stoibischnaja-shkolasadotkrylas-v-surgutskom-raione.html (11.01.2023).
  5. Матшина О.А., Иванникова Е.П. Особенности организации сезонной кочевой группы для детей дошкольного возраста как вариативной модели дошкольного образования в условиях Арктики // Вестник Белгородского института развития образования, 2019. Т. 6, № 4 (14). С. 13–20.
  6. Котов А.М. IT-Стойбище [Электронный ресурс]. URL: https://depit.admhmao.ru/it-stoybishche/ (11.01.2023).
  7. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Город детства»: [сайт]. [Электронный ресурс]. URL:https:// gorod-detstva.caduk.ru/p557aa1.html (11.01.2023).
  8. Патрикеев Н.Д. Просвещение Югры (1920– 1930 гг.) // Новости Югры. 1992. 27 июня. С. 4.
  9. ТАСС. Первая стойбищная школа-сад для дошкольников появилась в Югре на родовых угодьях. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ ural-news/9537383 (11.01.2023).
  10. Ситникова Н.В., Габышева Ф.В. Научно-педагогическое обоснование концептов общего образования в условиях кочевья (или кочевого образа жизни) // Проблемы современного педагогического образования. № 68-4. С. 190–194.
  11. Ситникова Н.В. Образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни: правовое регулирование // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. № 2(22). С. 41–45.
  12. Терехина А.Н. Дошкольное образование для детей кочевников (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // История и педагогика естествознания. № 4. 2014. С. 49–51.
  13. Терехина А.Н. Кочевые школы: ограничения или возможности? // Этнографическое обозрение. № 2. С. 137–153.
  14. Теткина Л.Т. В Югре появятся новые стойбищные школы-сады // Луима сэрипос. № 1 (1283). 12 декабря. C. 6.
  15. Ткачук Н.В. Региональные практики внедрения цифровых образовательных ресурсов в местах традиционного уклада жизни коренных народов Югры (по материалам социологического исследования // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции ХХ Югорские чтения (1 декабря 2021 г., Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск: Печатный мир. 2022. С. 435–439.
  16. Томтосова Е.А., Якушкина М.С. Создание воспитательного пространства кочевой дошкольной образовательной организацией // Сибирский педагогический журнал. № 5. 2020. 20–34.
  17. Шаймарданов Р.Х. История образования и школы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Новосибирск: Наука, 2022. 176 с.