Том 7 (2022), № 4, с. 316–326
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 313 КБ, просмотров: 155)
Аннотация:
Ценности являются базовыми доминантами сознания, через которые интерпретируются (воспринимаются, оцениваются) все остальные явления. В статье рассматриваются процессы трансформации ценностных ориентаций российского общества после социального кризиса 90-х годов, вхождения в цифровой, глобальный мир и приобщения к ценностям общества потребления. Характеристики современного цифрового поколения соотносятся с принципами и отличительными особенностями искусства постмодернизма — эпохи, в которой это поколение формируется. Вновь становится актуальной дилемма, поставленная О. Уайльдом: искусство подражает жизни или же напротив, жизнь искусству. Формирование ценностных ориентаций начинается в детстве, на примере сказок, мультфильмов, образы которых четко расставляют границы между добром и злом, хорошим и плохим, обращаясь к архетипам нашего сознания и проверенным сюжетам и ситуациям. Несмотря на традиционность и архаичность сказочный жанр не остается неизменным и также подвергается всем тенденциям современного мира: как переосмыслению, согласно принципам постмодерна, так и трансляции западных стереотипов поведения и мышления, которые активно распространяются благодаря информационным технологиям и сетевому строению современного мира. «Демократические» ценности западного мира не являются для нашей культуры органичными, как и внедряемые массовой культурой стереотипы поведения. Неокантианский метод «отнесения к ценности» должен работать на сформированной ценностной парадигме, обращенной к архетипам нашего культурного кода.
Ключевые слова:
цифровое поколение, деконструкция, аксиологическая шкала, «отнесение к ценности», сказочные архетипы
Авторы:
А. Б. Денисова
Национальный исследовательский университет «МЭИ»,
г. Москва, Российская Федерация
Для цитирования:
Денисова А. Б. Деконструкция ценностей в эпоху постмодернизма // Социальная
компетентность. 2022. Т. 7. № 4. C. 316–326.
Cписок источников
- Араптанова О. А. Анализ современного детского мультфильма как аудиовизуального медиатекста с воспитательным потенциалом (на примере российского мультфильма «Маша и медведь») // Медиаобразование. 2012. № 3. С. 8-27.
- Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 231 c.
- Бродский И. А. Собрания сочинения в 4-х томах. СПб: Третья волна, 1992.
- Власов В. Г. Стили в искусстве: словарь. СПб: Кольна, 1998. 672 с.
- Воронцова Ю. А., Ермолаев В. В. Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников) // Психолог. 2016. № 1. С. 1-12.
- Денисова А. Б. Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование мотивационно-ценностной структуры личности // Мир образования — образование в мире. 2016. № 2 (62). С. 136-142.
- Зарубина Н. Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник МГИМО. 2012. № 6. С. 250-257.
- Зуева В. М. Роль телевидения в формировании представлений младшего школьника о добре и зле // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 97-103.
- Карась Л. Д. Колебание и неопределенность: что такое метамодерн и чем он отличается от постмодерна // Теория и практика. [Электронный ресурс ]. URL.: https://theoryandpractice.ru/posts/19338kolebanie-i—neopredelennost-chto—takoe-metamoderni—chem-on—otlichaetsya-ot-postmoderna(10.11.2022).
- Карповская Е. Е. Влияние зарубежных мультфильмов на психику детей PR и реклама: традиции и инновации. 2011. № 6-2. С. 98-99.
- Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. 2007. № 3. С. 24-25.
- Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 3. С. 36-38.
- Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
- Маньковская Н. Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 192-230.
- Николаев А. B. Депрессивный Лунтик, капризная Маша, жестокие Том и Джерри: чем опасны мультики для психики детей. [Электронный ресурс]. URL.: https://tsargrad.tv/articles/depressivnyj-luntikkapriznaja—masha-zhestokie—tom-i—dzherri-chemopasny—multiki-dlja—psihiki-detej_219226 (10.11.2022).
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2003.
- Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: Радуга, 1991. С. 243.
- Ренарский Д. Он утонул // Журнал Citizen K. 2012. №1. С. 20.
- Сальникова В. И. Как сто лет назад Марсель Дюшан создал современное искусство. [Электронный ресурс]. URL.: https://tass.ru/kultura/4438862 (10.11.2022).
- Тарханов А. Опера приходит из мертвого театрального мира. Разве что музыка жива. [Электронный ресурс]. URL.: https://www.classicalmusicnews.ru/articles/dmitry-chernyakov-2017 (10.11.2022).
- Тернер Л. «Метамодернизм: краткое введение» ». [Электронный ресурс]. URL.: https://metamodernizm.ru/briefintroduction/ (10.11.2022).
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. 669 с.
- Уайльд О. Портрет Дориана Грея. М.: Изд-во «АСТ», 2017. 250 с.
- Уайльд О. Стихотворения. Поэмы. Эссе. Лекции и эстетические миниатюры. Письма. M: ТЕРРА, 2003. 592 с.
- Челомбицкая М. П. Ценностные ориентиры современного общества // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 1. С. 198-201.
- Шишова Т. A. Меня воспитал телевизор // Толк и польза. 2009. № 6.
- Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. и др. Система ценностных ориентаций «поколения z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67.
- Bauman Z. Consuming Life. Cambridge: Polity Press, 2007.
- Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Developm Siberian psychological journal.ent Sequence. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 344 p.