Том 7 (2022), № 4, с. 344–352
[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 345 КБ, просмотров: 724)
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена тенденциями изменения современного общества, в котором повышение производительности труда, изменение условий труда и отдыха, выводит тему досуга на первый план как в научных работах, так и в обыденной жизни. При этом возникает проблема обновления содержания понятий, связанных с нерабочим временем. В связи с этим в статье предлагается анализ социологического дискурса в области социологии досуга. Определяется сходство и различие понятий досуг, свободное время, отдых. В работе сделан обзор российских и зарубежных научных исследований о содержании этого термина. Целью статьи является анализ современных социологических подходов к понятию «досуг». Достижение избранной цели обеспечивалось следующими общенаучными исследовательскими методами: сравнительным, аналитическим и синтетическим. Авторы отмечают, что досуг имеет широкое распространение в современном обществе, в связи с чем в литературе существует огромное количество определений данного феномена. Однако в науке так и не выработано единого общепринятого определения понятия «досуг». Также в статье отмечается, что социология досуга имеет набор разных подходов в изучении данного явления. Пристальное внимание авторы уделяют концепции «цивилизации досуга» и описанию характеристик такого вида досуга, как серьезный досуг. В заключение отмечается, что к изучению досуга, как и к большинству сложноопределяемых явлений, необходимо подходить с разных точек зрения и использовать не только комплексный методологический подход, но и результаты всех тех наук, которые занимаются исследованием феномена «досуг» и связанных с ним деятельностных и временных практик: отдыха, свободного времени, рекреации и так далее.
Ключевые слова:
досуг, свободное время, цивилизация досуга
Авторы:
А. С. Миронов,
Иркутский государственный университет путей сообщения,
г. Иркутск, Российская Федерация
Е. Н. Струк
Иркутский национальный исследовательский технический университет,
г. Иркутск, Российская Федерация
Для цитирования:
Миронов А. С., Струк Е. Н. Современные социологические подходы к пониманию
феномена «досуг» // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 4. С. 344–352.
Cписок источников
- Абанкина Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 115-123.
- Аристотель. Никомахова этика. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.
- Бутонова Н. В. Досуговые практики в современной культуре // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. № 1. С. 201-210.
- Владимирова А. П. Труд и рекреация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: тезисы доклада республиканской межвузовской научной конференции. Гродно: Изд-во Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, 1992. С. 152.
- Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях рынка // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 251-253.
- Клюско Е. М. Современное состояние категориального аппарата теории досуга (по материалам зарубежных исследований) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 170-181.
- Кравченко А. И. Краткий социологический словарь. М.: Проспект, 2015. 352 с.
- Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. 2. № 1 (2). С. 283-308.
- Лысенко Л. И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2009. № 2. С. 212-217.
- Панарин А. С. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. 424 с.
- Пруденский Г. А. Проблемы рабочего, внерабочего времени. М.: Наука, 1972. 335 с.
- Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга. (Взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Изд-во АСТ, 2021. 384 с.
- Фаблинова О. Н. Досуг как объект изучения в западной социологической мысли // Социологический альманах. 2013. № 4 С. 447-453.
- Черников И. А. Современный досуг: между свободой и потреблением // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 111-120.
- Щепеткова И. О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. 2015. № 6 (58). С. 121-28.
- Ярошенко Н. Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 92-101.
- Anderson N. Men’s Work end Leisure. London: Routledge, 1961. 265 р.
- Blackshaw T. Leisure. Abingdon: Routledge, 2010. 192 p.
- Csikszentmihaly M. Activity and happiness // Journal of Occupational Science. 1993. №. 1(1). Р. 38-42.
- Cunningham H. Leisure in the Industrial Revolution. London: Croom Helm, 1980. 222 р.
- Dumazedier J. Sociologie empirique du loisir: Critique et contre-critique de la civilisation du loisir. Paris: Éditions du Seuil, 1974. 269 p.
- Elkington S. Review of the book S. Page and J. Connell “Leisure: an introduction”. Harlow, Pearson, 2010. 544 pp. // Leisure Studies, 2012. №. 2. Р. 256-258.
- Freericks R., Hartmann R., Stecker B. Freizeitwissenschaft. Handbuch für Pädagogik, Management und nachhaltige Entwicklung. München: Oldenbourg Verlag, 2010. 376 р.
- Godbey G. The future of work and leisure: More customized and contingent across time / K. Weiermair, H. Pechlaner, T. Bieger (Eds.). Time shift, leisure and tourism. Berlin: Erich Schmidt Verlag., 2006. P. 17-28. Hill J. Sport, Leisure, and Culture in Twentiethcentury Britain. New-York: Palgrave Macmillan, 2002. 241 р.
- Kelly J. Leisure and society: a dialectical analysis. Leisure Studies. State College, PA: Venture Publishing, Inc., 1999. Р. 53-68.
- Neulinger J. The psychology of leisure (2nd ed.). Springfield, Ill.: C.C. Thomas, 1981. 302 р.
- Rojek C. Labour of Leisure: the Culture of Free Time. London: Sage Publications, ousand Oaks, CA, New Delhi and Singapore, 2010. 208 p.
- Strutt J. Sports and Pastimes of the People of England. 2nd ed. London: Methuen & Co, 1903. 420 с.
- Verlag L. Siller H., Zehrer A. Sociology of Leisure / Entrepreneurship und Tourismus, Edition: 2 Publisher: Linde Verlag, 2016. Р. 243-249.