Том 7 (2022), № 2-3, с. 164–171
[ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 332 КБ, просмотров: 205)
Аннотация:
Рассмотрены проблемные вопросы дефинирования понятия «конкуренция». Выделе-ны основные подходы к определению конкуренции – поведенческая модель, структурный и функциональный подход к определению категории конкуренции, ценностно-сетевая концепция. Определить конкуренцию можно через категории состояния, процесса, поведения, средства. Выделены следующие свойства конкуренции – присущее противостояние субъектов экономических отношений; постоянное изменение конкурентной среды; развитие стадий конкурентных отношений. Сделан вывод о том, что конкуренция представляет собой многоплановое явление, отражающее способ взаимодействия субъектов экономической деятельности, отличается свойствами приспосабливаемости, изменчивости и сохраняемости. В качестве правового явления конкуренция аккумулирует средства регуляции поведения участников рынка. Обозначены следующие признаки конкуренции как правового явления: способность конкуренции выступать в качестве социального регулятора; конкуренция связана с презумпцией свободы экономической деятельности; конкуренция является обеспечивающим механизмом реализации прав и интересов потребителей; конкуренция является средством обеспечения независимости участников рынка и их состязательность; конкуренция предполагает запрет злоупотреблением правом, картельные соглашения. Обоснован вывод о том, что субъектный состав недобросовестной конкуренции подлежит расширению за счет включения органов государственной власти, местного самоуправления, организаторов торгов, а также самозанятых граждан. Отдельного внимания требует исследование деловой репутации субъектов экономической деятельности, которая на данный момент является стратегическим ресурсом и обеспечивает долгосрочное конкурентное преимущество.
Ключевые слова:
предпринимательское право, конкуренция, защита конкуренции, злоупотребле-ние правом, недобросовестная конкуренция, конкурентные отношения
Авторы:
А. А. Пахаруков, К. А. Файзиева
Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Для цитирования:
Пахаруков А. А., Файзиева К. А. Теоретические аспекты понятия «конкурен-ция» // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 2–3. C. 164–171.
Cписок источников
- Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Москва: Дело, 1994. 687 с.
- Городов О. А. К понятию недобросовестной конкуренции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2007. № 6. С. 29–40.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Москва: Прогресс, 1993. 414 с.
- Новиков М. В. Конкурентные отношения как предмет гражданского права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 3. С. 111–114.
- Полусмакова Н. С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2011. № 1. С. 13–19.
- Смит А. Исследования о природе и причинах бо-гатства народов. Москва: Наука, 1993. Т. 1. 569 с.
- Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 299–328.
- Сырых В. М. История и методология юридической науки. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2012. 464 с.
- Тотьев К. Ю. Понятие «конкуренция» в антимонопольном законодательстве // Хозяйство и право. 2011. № 2. С. 60–68.
- Шрам Д. В. Методологические проблемы анализа недобросовестной конкуренции как одной из форм злоупотребления гражданским правом // Евразийский юридический журнал. 2019. № 2. С. 183–186.
- Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Москва: Прогресс, 1982. 455 с.