Необходимость повышения финансовой грамотности школьников в регионе

Том 7 (2022), № 1, с. 57–67

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 289 КБ, просмотров: 353)

Аннотация:

Статья посвящена обсуждению проблематики повышения финансовой грамотности школьников через описание существующих образовательных программ, включенных в систему дополнительного образования. В данном контексте целью статьи является обобщение осуществляемых в Вологодской области образовательных программ по финансовой грамотности для школьников. Особое внимание в статье уделяется истории появления «финансовой грамотности», подходам к определению понятия «финансовая грамотность» и первым исследованиям. Проведен обзор результатов международных сравнительных исследований финансовой грамотности среди взрослых, проводимых Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) и Международной сетью по финансовому образованию (INFE). В статье также представлены результаты исследования по финансовой грамотности 15-летних школьников, проводимых Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и обучающихся 10 академического класса МОУ «СОШ №13» г. Вологды. Проведен обзор авторского элективного курса «Финансовая грамотность для школьников», реализуемый в рамках системы дополнительного образования на базе Научно-образовательного центра Вологодского научного центра Российской академии наук в городе Вологда. Материалы статьи могут быть полезны как педагогам основного образования и дополнительного образования, так и исследователям, занимающимся изучением проблем финансовой грамотности населения.

Ключевые слова:

финансовая грамотность, финансовое образование, школьники, исследование,
научно-образовательный центр, элективный курс

Автор:

Рошко Елена Павловна, инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда, Россия.

Для цитирования:

Рошко Е.П. Необходимость повышения финансовой грамотности школьников в регионе // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 57–67.

Cписок источников

  1. Atkinson A., Messy F. OECD/INFE: International Survey of Adult Financial Literacy Competencies, OECD, Paris, 2016, pp. 3, 7-8 URL: https://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/OECD-INFEInternational-Survey-of-Adult-Financial-LiteracyCompetencies.pdf
  2. Atkinson A., Messy F. OECD/INFE: G20/OECD INFE report on adult financial literacy in G20 countries, OECD, Paris, 2017, pp. 7-9 URL: https://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/G20-OECD-INFEreport-adult-financial-literacy-in-G20-countries.pdf
  3. Atkinson A., Messy F. OECD/INFE 2020 International Survey of Adult Financial Literacy, OECD, Paris, 2020, pp. 7, 16 URL: https://www.oecd.org/financial/education/oecd-infe-2020-international-survey-ofadult-financial-literacy.pdf
  4. Jorgensen B. L., Foster D., Jensen J. F., Vieira E. Financial Attitudes and Responsible Spending Behavior of Emerging Adults: Does Geographic Location Matter? Journal of Family and Economic Issues, 2017, vol. 38, issue 1, no. 6, pp. 70-83.
  5. Kaiser T., Menkhoff L. Does Financial Education Impact Financial Literacy and Financial Behavior, and if So, When? World Bank Economic Review, 2017, vol. 31, №3, pp. 611-630.
  6. Langrehr F.W. Consumer education: Does it change students’ competencies and attitudes? The Jour-nal of Consumer Affairs, 1979, vol. 13, no. 1, p. 41-53 URL: https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.1979.tb00126.x
  7. Антонян С.С., Имаева Г.Р., Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Шарова О.А. Дети и финансы 2.0: Безопасность сбережений и расчетов // Аналитический центр «НАФИ». 2017. 59 с.
  8. Аткинсон А., Месси Ф. Уровни финансовой грамотности в Евразии // Аналитический центр «НАФИ». 2018. сс. 1-71. 7 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/financial/education/financialliteracy-cis-countries-survey-RU.pdf
  9. Белехова Г.В., Барсуков В.Н. Финансовая грамотность пенсионеров и пред пенсионеров: особенности и проблема доверия (на примере регионов Северо-западного Федерального округа) // Социальное пространство. 2020. Том 6. № 4. 13 с.
  10. Белехова Г.В., Разварина И.Н. Повышение финансовой грамотности школьников: актуализация проблемы и опыт академического научно-образовательного центра // Социальное пространство. 2019. №1 (18). С. 1-16.
  11. Гарцуева Е.В. Финансовая грамотность индивида – условие его успехов в рыночной эконо-мике // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 38. С. 91-105.
  12. Кислицын Д.В. Программы повышения финансовой грамотности и финансовое поведение: почему люди не становятся «финансово грамотными»? // Вопросы экономики. 2020. № 9. 83 с.
  13. Крашенинникова А.Е. Мировой опыт в разработке и внедрении программ по повышению финансовой грамотности подрастающего поколения (на примере США и Канады) // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 2. 48 с.
  14. Литвинова В.В. Финансовое поведение человека и определяющие его факторы // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 1. 235 с.
  15. Моисеева Д.В., Дулина Н.В. Финансовая грамотность населения: город vs село? // Село России. 2019. №2. С.132-133.
  16. Рябикин С.А. Формирование научно-исследовательской компетенции как условие внедрения наукоемких и инновационных технологий // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2012. № 4-5. С. 1460-1467.
  17. Судакова А.Е. Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 26. С. 1563 — 1582.
  18. Сухарева Л.М., Кулакова А.Б. Формирование исследовательской компетенции обучающихся: методический аспект (из опыта НОЦ ФГБУН ВолНЦ РАН) // Социальное пространство. 2018. № 4 (16). DOI: 10.15838/sa.2018.4.16.9
  19. Шибаев С.Р., Шадрина Ю.А. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности насе-ления // Финансы кредит. 2015. №24 (684). С. 27-28.