Трансформация управленческих практик коммерческих организаций в ходе пандемии: итоги социологического исследования

Том 6, номер 3, 2021, с. 341–347

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 558 КБ, просмотров: 334)

Аннотация:

В статье раскрывается трансформация системы управления в коммерческих организациях в ходе продолжающейся пандемии СОVID-19. Авторы считают исключительно важным в этих условиях не только сохранение достигнутого уровня функционирования предприятий, поддержание высокого показателя числа занятых, но и развитие солидаристских отношений между всеми участниками производственного процесса. Подчеркивается важность сохранения должного уровня межличностной и межгрупповой коммуникации в коммерческих организациях, что в известной степени было нарушено в условиях перехода значительной части персонала на удаленный режим работы. Эмпирическое исследование, проведенное в группе компаний «Гидрокомфорт» Калининграда, с использованием различных методов, показало, что в ходе пандемии произошло преобразование управленческих практик, что в целом позитивно повлияло на развитии предприятия. В частности, удалось удержать на высоком уровне экономические результаты деятельности организации. Показано также, что выросли показатели объективности и адекватности в оценке работы сотрудников со стороны руководителей. В целом их отношение к подчиненным улучшилось, они стали больше внимание уделять социальным аспектам функционирования своих организаций. Исследование также показало, что пандемия значительно повлияла на психологический климат в коллективе. Соблюдение социальной дистанции и удаленная работа сказались на отдалении сотрудников друг от друга. Представляется, что такая ситуация может характеризовать и иные коммерческие и не только коммерческие организации, чему, безусловно, необходимо будет уделять особое внимание руководителями предприятий и учреждений после полного преодоления пандемии СОVID-19.

Ключевые слова:

пандемия СОVID-19, управленческие практики, коммерческие организации, сплоченность персонала, экономические показатели

Авторы:

Владимир Вениаминович Кривошеев, профессор, доктор социологических наук, доцент, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия

Юлия Бейс, руководитель отдела аналитики группы компаний «Гидрокомфорт», Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия

Елизавета Геннадьевна Ерохина, ведущий специалист по анализу группы компаний «Гидрокомфорт», Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия

Для цитирования:

Кривошеев В.В., Бейс Ю., Ерохина Е.Г. Трансформация управленческих практик коммерческих организаций в ходе пандемии: итоги социологического исследования // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 3. С. 341–347.

Cписок источников

  1. Безуглая Н.С., Шамрай И.Н. Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID19: вызовы экономической системе государства и перспективы по обеспечению ее безопасности // Регионология. 2020. Т. 28. № 3. С. 449-469.
  2. Гаранина О.Д. Российские реалии в контексте пандемии // Chronos: общественные науки. 2021. Т. 6-1 (21). С. 28–31.
  3. Гафиатулина Н. Х., Касьянов В.В., Самыгин С.И. Социальный иммунитет российского общества в условиях угрозы коронавируса: риски социокультурной травматизации // Гуманитарий юга России. 2020. Т. 9 (42). № 2. С.147-158.
  4. Головнин М.Ю., Никитина С.А. Каналы воздействия пандемии COVID-19 на экономику России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 5. C. 9-23.
  5. Данакин Н.С., Захаров В.М. Теоретические и технологические основы компетентностного подхода к государственному и муниципальному управлению: монография. Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. 269 с.
  6. Иванкович Д.А., Чуприна А.Д. Промышленные предприятия в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 1. С. 35-38.
  7. Кучерова А.А., Субботина Т.Н. Особенности управления персоналом в условиях пандемии COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. Т. 12-20 (70). С. 75–78.
  8. Макушева М.О., Нестик Т.А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 427-447.
  9. Малышева Г.А. Социально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 3. С. 60-74.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Классическое издание. Москва: Вильямс, 2020. 672 с.
  11. Михайлов А.А. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок труда // Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 597-604.
  12. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Влияние экономических кризисов 2008–2009 гг. и 2020 г. на рынок труда // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 1. С. 55-60.
  13. Семина Т.В., Тертышный А.А. Социальная солидарность и конфронтация в период пандемии коронавируса COVID-19: социальные и правовые аспекты // Образование и право. 2020. № 7. С. 11-20.
  14. Субботина Т.Н., Баранова Н.В. Особенности мотивации труда персонала предприятия в условиях пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. Т. 5–3 (75). С. 104-108.
  15. Туркулец С.Е., Туркулец А.В., Листопадова Е.В., Сокольская М.В. Социальная стигматизация в период пандемии // Социодинамика. 2020. № 5.