Совершенствование механизма демонстрационного экзамена в профессиональном образовании

Том 6, номер 3, 2021, с. 326–340

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 598 КБ, просмотров: 336)

Аннотация:

Становление инновационной экономики требует интенсивного развития человеческого капитала и обеспечения кадрового резерва предприятий и организаций, готового к качественному выполнению трудовых функций и обладающих психологической устойчивостью к деятельности в условиях конкуренции. Развитие системы подготовки специалистов среднего звена предполагает внедрение комплекса педагогических инноваций, направленных на усиление творческого характера деятельности и интенсификацию практической подготовки. Необходимо использование новых форм контроля результатов освоения образовательной программы. Перспективным способом оценки подготовки выпускников, обеспечивающим их мотивацию к саморазвитию и профессиональному росту, является демонстрационный экзамен. Исследование основывалось на аксиологическом, гуманистическом, интегративном, компетентностном, контекстном и личностно-деятельностном методологических подходах. В работе рассмотрены различные аспекты использования механизма демонстрационного экзамена в системе СПО, выявлены проблемные моменты, обуславливающие необходимость внесения корректив в организацию образовательной деятельности. Предложено предоставить обучающимся возможность выбора формы проведения демонстрационного экзамена, более широко использовать соревнования обучающихся в профессиональном мастерстве, изменить механизм проведения демонстрационного экзамена, организовать переподготовку как педагогического состава образовательных организаций, так и линейных экспертов. Выполнение выявленных психолого-педагогических условий предполагает реализацию организационных мероприятий, основными из которых будут приведение в логическое соответствие нормативно-правовых документов, регламентирующих использование демонстрационного экзамена, и расширение сети центров компетенций. Реализация разработанных мер по совершенствованию использования механизма демонстрационного экзамена в профессиональном образовании позволит повысить его качество, обеспечить более высокую удовлетворенность как обучающихся, так и работодателей результатами освоения профессиональной области выпускниками системы СПО.

Ключевые слова:

программы подготовки специалистов среднего звена, итоговая аттестация, профессиональные компетенции, конкурсы профессионального мастерства, качество образования

Автор:

Андрей Иванович Попов, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия

Благодарности:

Кукушкиной Валентине Андреевне, методисту, отличнику народного просвещения, за поддержку и ценные замечания при подготовке статьи.

Для цитирования:

Попов А.И. Совершенствование механизма демонстрационного экзамена в профессиональном образовании // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 3. С. 326–340.

Cписок источников

  1. Алешин Б.С. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills как фактор повышения качества подготовки выпускников колледжей // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2(82). С. 148–152.
  2. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 468 с.
  3. Богуш Т.В. Подготовка будущих учителей для сдачи демонстрационного экзамена по стандартам World Skills Russia (компетенция «преподавание в младших классах») // Вопросы педагогики. 2021. № 4-1. С. 41–45.
  4. Булаев Н.И., Козлов В.Н., Оводенко А.А., Рудской А.И. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 460 с.
  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: Высшая школа.1991. 204 с.
  6. Головина Н.А. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills как форма государственной итоговой аттестации // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2(11). С. 55–60.
  7. Горбунова Т.В., Огандеева Е.В. Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2(139). С. 185–192.
  8. Иванова М.А., Кузнецова Е.В., Никонова Ю.В. Образовательные технологии в подготовке к государственной итоговой аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена // Проблемы педагогики. 2020. № 1(46). С. 104–107.
  9. Люлина Е.И. Демонстрационный экзамен по версии «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» как процедура государственной итоговой аттестации // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2020. № 2. С. 37–40.
  10. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 172 с.
  11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. 168 с.
  12. Павлова О.А. Подходы к организации демонстрационного экзамена: европейский опыт и российская практика // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 104–110.
  13. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации // Академический вестник. Вестник СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования. 2020. № 1(47). С. 49–55.
  14. Попов А.И., Пучков Н.П. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография. Тамбов, Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. 212 с.
  15. Попов А.И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография. Тамбов, Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. 80 с.
  16. Попова Н.А. Формирование персонального компетентностного профиля обучающихся в процессе прохождения промежуточной аттестации в форме демонстрационного экзамена // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 1(47). С. 103–111.
  17. Рогалева Е.В., Третьякова Л.Р. Особенности проведения демонстрационного экзамена через независимую оценку квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2(38). С. 165–170.
  18. Сафронович И.Е. Демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков обучающихся вуза // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2(5). С. 44–53.
  19. Симон С.С. Некоторые проблемы подготовки и участия обучающихся в чемпионатном движении и демонстрационном экзамене по компетенции «Электромонтаж». // Достижения науки и образования. 2021. № 2 (74). С. 32–33.
  20. Чеховская И.В. Демонстрационный экзамен как инновационный элемент государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования // Наука и образование сегодня. 2020. № 6-2(53). С. 74–76.