Том 6, номер 3, 2021, с. 319–325
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 553 КБ, просмотров: 347)
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, позволяющие сформировать представление о роли умения управлять индивидуальным временем студентами в период адаптации к условиям обучения в вузе. Описаны возможности успешной учебно-профессиональной адаптации первокурсников при наличии сформированных навыков тайм-менеджмента. Представлены результаты исследования, проведенного среди студентов первого курса Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, целью которого стало определение условий успешной их адаптации к обучению в вузе. Установлено, что наличие сформированных умений управления своим временем позволяет молодым людям избежать трудностей в прохождении ими промежуточной аттестации. В качестве достигнутых индивидуальных результатов в первый год обучения студентами, владеющими навыками тайм-менеджмента, обозначено развитие (совершенствование) таких личностных качеств и способностей как ответственность и целеустремленность. Оценка первого года обучения в новых условиях различна у студентов с разным уровнем умения управлять своим временем. Учебный год оказался насыщенным и интересным в большей степени для тех молодых людей, которые не испытывают трудностей в управлении своим временем. В то время как студенты, которые не всегда могли эффективно распоряжаться таким ресурсом отметили, что учиться в вузе им сложно и оценили прошедший учебный год следующим образом – «Учебный год был трудным для меня, обучение в вузе – нелѐгкая задача».
Ключевые слова:
адаптация к обучению в вузе, студенты, управление своим временем
Автор:
Светлана Анатольевна Лысуенко, кандидат психологических наук, директор Центра тестирования и профориентации, Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета «Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт», Нижний Тагил, Россия
Для цитирования:
Лысуенко С.А. Роль умения управлять своим временем студентами в первый год их обучения в вузе // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 3. С. 319–325.
Cписок источников
- Архангельский Г.А. Тайм-менеджмент. М.: Альпина Паблишер, 2012. 311 с.
- Горячева С.А., Сироткин А.С., Жукова В.Б. Таймменеджмент как средство успешного обучения студентов // Управление устойчивым развитием. 2018. № 1 (14). С. 83–89.
- Данкова Ж.Ю., Орешкова В.В. Тайм-менеджмент как эффективный инструмент адаптации студентов к обучению в академии гражданской защиты МЧС России // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. № 3 (21). С. 11.
- Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2.
- Емельянова И.Н. Стратегические приоритеты классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 105 (5). С. 4–14.
- Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый таймменеджмент в ускорившемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени: пер. с нем. М.: АСТ; Астрель. 2007. 255 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
- Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. М.: Альпина Паблишер, 2017.
- Лепилин С.В. Время как ресурс: От Платона и Аристотеля к Л. Альберти и Н. Трубникову // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2017. № 10. С. 41–49.
- Мамбаева С.К. Обучение в вузе в свете Болонского процесса // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2014. № 1 (27). С. 107– 110.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
- Симина Т.Е., Залыгина Т.А. Тайм-менеджмент как эффективное средство управления временем работника образовательной организации // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 2 (98). С. 115–121.
- Черемискина Н.П. Профессиональная подготовка студентов: особенности структуры // Проблемы современной науки и образования. 2016. №26 (68). С. 111–115.
- Шафранов-Куцев Г.Ф. Место системы профессионального образования в формировании конкурентоспособности выпускников // Образование и наука. 2019. Т. 21 № 4. С. 139–161.