Методология развития креативно-педагогической компетенции преподавателей технических вузов

Том 6, номер 2, 2021, с. 208–222

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 767 КБ, просмотров: 253)

Аннотация:

Исследование направлено на обеспечение повышения качества подготовки инженерных кадров на основе разработки и обосновании теоретико-методических основ и механизма развития педагогических способностей научно-педагогических работников вуза и их готовности к креативному обновлению образовательного процесса. Проанализирован уровень методической компетентности преподавателей технических вузов и определена проблема необходимости интенсификации развития их креативно-педагогической компетенции. Разработка концептуальных подходов к разрешению проблемы осуществлялась на основе аксиологического, контекстного, личностно-деятельностного методологических подходов. Определены компоненты креативнопедагогической компетенции преподавателя технического вуза: ценностная ориентация на эффективную преподавательскую деятельность; способность организовывать и самостоятельно осуществлять творческую деятельность; способность к разработке средств, нацеливающих обучающихся на творческую деятельность; способность к интеграции научной и образовательной составляющих деятельности и нацеленность на реализацию педагогических инноваций. Результативность деятельности преподавателя по развитию творческих способностей студентов во многом определяется его личной увлеченностью и инициативностью, взаимосвязью сферы научных интересов и преподаваемых дисциплин, духовно-нравственными качествами и занимаемой гражданской позицией. Выявлены проблемные моменты в развитии креативно-педагогической компетенции и использовании еѐ потенциала в инновационном обновлении образовательного процесса: действующая система формирования преподавательского состава региональных вузов, механизм функционировании дополнительного профессионального образования, низкая востребованность в образовательной практике научных решений и педагогических технологий преподавания отдельных дисциплин и освоения различных профессиональных областей в вузе. Основным препятствием выступает внутреннее негативное восприятие педагогики как науки частью преподавателей инженерных дисциплин. Спроектирован организационный механизм развития креативно-педагогической компетенции преподавателей, предполагающий модернизацию системы повышения квалификации, стимулирование методической работы, интенсификацию подготовки аспирантов, проведение творческих конкурсов среди научнопедагогических работников, информационное обеспечение инноваций в педагогике. Учебное заведение обеспечивает методическое, финансовое и организационное сопровождение педагогических инноваций. Внедрение разработанных подходов к повышению профессионального мастерства преподавателей вузов позволит интенсифицировать творческое развитие студентов и повысить качество технического образования.

Ключевые слова:

креативность, креативно-педагогическая компетенция, педагогическое мастерство, цифровые образовательные технологии, педагогические инновации, саморазвитие

Авторы:

Попов Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Ракитина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Молоткова Наталия Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Благодарности:

Кукушкиной Валентине Андреевне, методисту, отличнику народного просвещения, за поддержку и ценные замечания при подготовке статьи.

Для цитирования:

Попов А.И., Ракитина Е.А., Молоткова Н.В. Методология развития креативно-педагогической компетенции преподавателей технических вузов // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2. С. 208–222.

Библиографический список:

  1. Антонова Е.Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 121. С. 92–98.
  2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1998. 272 c.
  3. Бабичев М.А. Технология повышения профессиональной квалификации преподавателя вуза на начальном этапе карьеры // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4(30). С. 179–186.
  4. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Повышение квалификации преподавателей вузов: опыт США // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 1. С. 41–45.
  5. Буренина В.И. Развитие творческого потенциала преподавателя технического вуза в системе повышения квалификации. Самара, 2018. 24 с.
  6. Закирова Ф.М., Позилова Ш.Х. Креативное обучение на курсах повышения квалификации преподавателей информатики высших образовательных учреждений // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 3. С. 23–36.
  7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
  8. Макарова Л.Н. Профессионально-педагогическая составляющая в процессе повышения квалификации преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2017. Т. 16. № 3. С. 44–49.
  9. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2–1 (28). С. 149–153.
  10. Obukhov A., Dedov D., Krasnyansky M., Popov A.A. Mathematical Model of Organizing the Developmental Instruction in the System of Professional Education // Tehnicki vjesnik. 2020. Т. 27. №. 2. С. 480–488.
  11. Оськина М.Н. Формирование готовности к методической деятельности преподавателей технических вузов в системе повышения квалификации (на примере учреждений ВПО железнодорожного транспорта). Екатеринбург, 2013. 26 с.
  12. Попова И.В., Попов А.И. Профессиональные педагогические компетенции преподавателя вуза: актуальный опыт развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 3 (41). С. 135–140.
  13. Попов А.И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике: монография. Тамбов, 2010. 136 с.
  14. Попов А.И. Духовно-нравственное воспитание в олимпиадном движении студентов // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 92–106.
  15. Попов А.И., Пучков Н.П. Развитие духовности в техническом образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 2(76). С. 154–166.
  16. Сидельникова Т.Т., Темников Д.А. Эффективность акмеологического тренинга как инновационной формы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 82–89.