Региональный опыт социального сопровождения как инновационной семейносберегающей технологии

Том 6, номер 1, 2021, с. 131–141

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 851 КБ, просмотров: 378)

Аннотация:

Данная статья посвящена изучению социального сопровождения как инновационной социальной технологии, направленной на оказание своевременной помощи семье на ранней стадии семейного неблагополучия. Анализ научных работ показал, что несмотря на проведение обобщения и оценки опыта реализации социального сопровождения в Приморском, Ставропольском краях, Саранске, Республике Тыва и др., раскрытие региональных особенностей данной семейносберегающей технологии не нашло широкого отражения в исследованиях российских авторов. Основные результаты реализации социального сопровождения семей с детьми, главным образом семей, находящихся в социально опасном положении и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на примере деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г. Иркутска» за 2017–2020 гг., в целом отражают общероссийские проблемы и тенденции в сфере социального обслуживания и сопровождения. Авторами статьи делается вывод о том, что профилактическая работа с семьями предполагает разработку новых технологий социальной работы, делающих опору на собственную активность, предоставление семьям возможности участвовать в решении своих проблем, наряду со специалистами, поиск нестандартных решений, например таких технологий, которые внедрены в других регионах России, а также тех, которые получили широкое распространение в зарубежном опыте социальной работы.

Ключевые слова:

социальное сопровождение, семейное неблагополучие, неблагополучные семьи, социальный патронаж, межведомственное взаимодействие, Иркутская область

Авторы:

Савранчук Екатерина Сергеевна, заведующая отделением психолого-педагогической помощи семье и детям, ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г. Иркутска», г. Иркутск, Россия

Копалкина Евгения Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Для цитирования:

Савранчук Е.С., Копалкина Е.Г. Региональный опыт социального сопровождения как инновационной семейносберегающей технологии // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 1. C. 131–141.

Библиографический список:

  1. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16–19.
  2. Емельянова И.Н., Теплякова О.А. Детство как социально-педагогическая и нормативно-правовая категория // Социальная педагогика. 2018. № 1. С. 16–23.
  3. Захарова Ю.П., Любимова А.И. Благополучие и неблагополучие семьи и ребенка в нарративах специалистов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 280–294.
  4. Кононова Л.И. Социальное сопровождение – новый вектор социального обслуживания населения // Отечественный журнал социальной работы. 2016. № 1 (64). С. 41–46.
  5. Кривоносова Л.А. Профилактика сиротства: региональные аспекты социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 104–111.
  6. Кузина И.Г., Панкова Н.В. Социальное сопровождение как инновационная семейносберегающая технология: из опыта Приморского края // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Т. 11. № 1. С. 105–110.
  7. Кужугет М.Т.О. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних // Вестник Тувинского государственного университета. № 1 Социальные и гуманитарные науки. 2019. № 2 (44). С. 27–36.
  8. Лебедева А.В. Семейное неблагополучие как предмет теоретических исследований // Colloquium-journal. 2019. № 26-6 (50). С. 26–28.
  9. Максимов А.С., Крейк К.В. Социально-педагогическое сопровождение обучающихся подросткового возраста, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 4 (18). С. 86–101.
  10. Морозова В.Н., Киселева И.Н. Социальное сопровождение как решение проблем неблагополучных семей в современных условиях // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019. № 5. С. 103–109.
  11. Мусаева Н.К. Домашнее визитирование в практике социальной работы с семьей в трудной жизненной ситуации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 5 (217). С. 106–112.
  12. Перлова Ю.В. Профилактика неблагополучия детей в Пермском крае: анализ подходов и определение социальных ориентиров // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 6 (56). С. 51–67.
  13. Попова Н.В. Использование опросных методик в социальной диагностике семейного благополучия // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 3. С. 58–70.
  14. Федулова А.Б. Восстановительные технологии социальной работы как важное условие сохранения и обеспечения безопасности семьи (на примере Архангельской области) // Арктика и север. 2019. № 36. С. 110–127.
  15. Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 4. С. 240–253.