Политэкономические и нравственно-юридические проблемы современности в контексте психологической поддержки: возможности и ограничения самоопределения человека в ситуации макросоциального стресса

Том 5, номер 3, 2020, с. 362–376

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 660 КБ, просмотров: 323)

Аннотация:

В статье представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных публикаций по проблемам деформаций человеческой жизни, рассматриваются политэкономические и нравственно-юридические вопросы современности в контексте психологической поддержки. На примере Российской Федерации изучаются наиболее типичные пробелы и перспективные направления, психологические, социальные и иные возможности и ограничения самоопределения человека в ситуации макросоциального стресса. Отмечается роль духовнопсихологических аспектов самоопределения в противостоянии стрессам различного типа в разных сферах, включая политэкономические и нравственно-юридические. По мнению автора, недостаточность или отсутствие любви, нравственности и иных «трансцендентных» феноменов в жизни означает и разрушение самого человека. Забота о том, чтобы он становился и/или оставался квалифицированным потребителем – есть забота о том, чтобы человек отказался от самоопределения, то есть от себя, и остался рабом. «Оберегающий, предусмотрительный и заботливый облик общества потребления», который демонстрируют человеку его близкие, общество, государственные и псевдогосударственные структуры, бизнес-фирмы и т. п., как и многие иные «акции заботы» государства, бизнеса по отношению к людям – «есть не более чем его защитный механизм, скрывающий «глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию щедрости, где «благодеяние» скрывает барыш». Психолог, как «двойной агент», защищающий интересы и человека, и общества, фокусируется прежде всего на человеке: общество и такая его подструктура, как государство, не могут быть здоровыми и человеческими, если нет самого человека.

Ключевые слова:

кризис, компетентность, человек, любовь, потребление

Автор:

Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), академик Международной академии образования, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия

Для цитирования:

Арпентьева М.Р. Политэкономические и нравственно-юридические проблемы современности в контексте психологической поддержки: возможности и ограничения самоопределения человека в ситуации макросоциального стресса (на примере Российской Федерации) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 362–376.

Библиографический список:

  1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. 415 с.
  2. Беттельхейм Б. Самоучитель по выживанию в концлагере // Психология господства и подчинения: хрестоматия. Минск: Харвест, 1998. С. 157–281.
  3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.
  4. Валлерстайн И. После либерализма. М.: Едиториал УРСС, 2003. 256 с.
  5. Виилма Л. Избавление от любых болезней! М.: АСТ, 2015. 288 с.
  6. Глацких О.В. Государство Вам ничего не должно! // Про власть. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=u6cuY8Mli2Y (дата обращения 10.07.2020).
  7. Греф Г.O. О манипуляции людьми и о СМИ. ПМЭФ2012: cессия Сбербанка России в Санкт-Петербурге. Выход из управленчческого тупика // Sberbank. 3 июня 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RABgXkL3GqE (дата обращения 10.07.2020).
  8. Диденко Б.А. Хищная власть: Зоопсихология сильных мира сего. М.: Изд-во ТОО «Поматур», 1997. 126 с.
  9. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов: Человечество как оно есть. Москва: Изд-во МП «Китеж», 1999. 173 с.
  10. Дюркхайм К. О двойственном происхождении человека. СПб.: Импакс, 1992. 156 с.
  11. Зимбардо Ф. Стэнфордский тюремный эксперимент // Psychology OnLine. Net. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-671.html (дата обращения 14.03.2019).
  12. Зимбардо Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев. М.: Альпина нонфикшн, 2013. 740 с.
  13. Истомин А.В. 6 уроков от нацистов: как из личностей сделать биомассу // Техники скрытого воздействия на человека. 2017. С. 1. [Электронный ресурс]. URL: https://avernus.ru/zombirovanie-lichnosti/6-urokov-otnatsistov-kak-iz-lichnostey-sdelat-biomassu (дата обращения 10.07. 2020).
  14. Лазарев С.Н. Здоровье человека. Встреча науки и религии. М.: Диля, 2016. 224 с.
  15. Любарец А.В. Неоконы рывок к созданию общемирового электронного концлагеря // Научный поиск в современном мире: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (Махачкала, 30 сентября 2017 г.). Махачкала: Изд-во «Апробация», 2017. С. 32–33. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. 425 с.
  16. Мэй Р. Любовь и воля. М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. 230 с.
  17. Ницше Ф. К генеалогии морали. М.: Мысль, 1990. 829 с.
  18. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Санкт Петербург: Алетейя, 2007. 720 с.
  19. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал // СоЦИС. 2015. № 6. С. 91–101.
  20. Франкл В.Э. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Литагент «Альпина», 2011. 400 с.
  21. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000. C. 187–189.
  22. Фукуяма Ф. Америка на распутье: демократия, власть и неоконсервативное наследие. М.: ACT, Хранитель, 2007. 282 с.
  23. Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2000. 93 с.
  24. Aoun J.E. (2017) Robot-Proof: Higher Education in the Age of Artificial Intelligence. New York, London: MIT Press. 216 p.
  25. Bettelheim B. (1943) Individual and Mass Behavior in Extreme Situations //Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 38. P. 417–452.
  26. Bettelheim B. (1991) The Informed Heart: Autonomy in a Mass Age. — Glencoe, Ill., The Free Press, 1960. XIX, 309 p. Penguin Books. 320 р.
  27. Cubberly E.P. Public School Administration. New York: Nabu Press. 1905/ 2014. 546 p.
  28. Dewey J. My Pedagogical Creed. New York: Forgotten Books, 1897/2017. 50 р.
  29. Doliński D., Grzyb T., Folwarczny M., Grzybała P., Krzyszycha K., Martynowska K., Trojanowski J. (2017) Would You Deliver an Electric Shock in 2015? Obedience in the Experimental Paradigm Developed by Stanley Milgram in the 50 Years Following the Original Studies // Social Psychological and Personality Science. Vol. 8(8). P. 927–933. DOI:10.1177/1948550617693060.
  30. Foucault M. Surveiller et punir: Naissance de la prison. Paris: Gallimard, 1975. 328 с.
  31. Lampert L. (1985) Nietzsche and Modern Times / Lampert L. New Haven, Conn.: London: Yale Univ. Press. 301 p.
  32. Milgram St. (1963) Behavioral Study of Obedience // Journal of Abnormal and Social Psychology. No. 67. P. 370–377.
  33. Nissani, M. A cognitive reinterpretation of Stanley Milgram’s observations on obedience to authority // American Psychologist journal. 1990. Vol. 45: 1384–1385. doi:10.1037/0003-066x.
  34. Rand A. (1992) Atlas Shrugged (35th anniversary ed.). New York: Dutton. 1168 р.