Организация воспитывающего обучения при освоении технических дисциплин

Том 5, номер 3, 2020, с. 353–361

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 538 КБ, просмотров: 264)

Аннотация:

В статье проанализирована готовность системы высшего технического образования к подготовке специалистов инновационной сферы, обладающих гражданской ответственностью и духовно-нравственными качествами. Их становление связано с погружением обучающегося в предметные и социальные контексты будущей профессиональной деятельности, осознанием роли человека для развития науки и техники. Перспективной формой воспитывающего обучения в технических вузах является олимпиадное движение, позволяющее совершенствовать универсальные и профессиональные компетенции при сочетании эмоционального взаимодействия преподавателя и студентов во время занятия и творческое саморазвитие молодых людей. Исследование мех анизма воспитывающего обучения осуществлялось на основе аксиологического, контекстного, личностнодеятельностного методологических подходов. Выявлены проблемные моменты воспитательной работы при подготовке специалистов инновационной сферы, в том числе – оторванность значительного количества мероприятий от освоения конкретной образовательной программы, слабое эмоциональное воздействие педагогов на студентов, недостаточное знание последними истории своего учебного заведения и потенциальной сферы приложения профессиональных усилий. Определены востребованные инновационной экономикой ключевые характеристики специалиста: духовность, готовность к творчеству в условиях реального производства, способность к саморазвитию, инженерное аналитическое мышление. Сформулированы психолого-педагогические условия повышения качества воспитательной работы при организации творческого развития студентов в олимпиадном движении: наличие у педагога креативно-педагогической компетенции, использование импульсного типа организации образовательной деятельности, приѐмов проектной работы, создание смешанных коллективов. Особая роль при разработке психологической основы отводится этапу совместной релаксации. Одним из компонентов релаксации, как смены познавательной деятельности, будет совместное изучение научной, общественной жизни и культурного наследия тех преподавателей вуза и работников предприятий, которые внесли значительный вклад в развитие науки и техники, связаны с регионом и непосредственно с данной дисциплиной. Описана стру ктура организации олимпиадного движения, включающая этапы вовлечения, творческого развития, олимпиады и релаксации. Обоснован комплекс мероприятий воспитывающего характера, способствующий духовному развитию и установлению конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Показано значение воспитывающего обучения в форме олимпиадного движения для решения педагогических задач при подготовке элитных инженерных кадров – специалистов с ответственной гражданской позицией, нацеленных на творчество в профессии.

Ключевые слова:

готовность к инновационной деятельности, духовно-нравственные качества, аксиология, креативность, саморазвитие, креативно-педагогические компетенции, олимпиадное движение

Автор:

Попов Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия

Для цитирования:

Попов А.И. Организация воспитывающего обучения при освоении технических дисциплин // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 353–361.

Библиографический список:

  1. Абдулатипова Э.А. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов к реализации функций развивающего и воспитывающего обучения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 26–31.
  2. Ахметзянова Г.Н., Валеева Н.Ш., Багатеева А.О. Особенности и проблемы современного инженерного образования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1(138). С. 70–76.
  3. Белоконева Е.В., Бешенец Д.А. К вопросу о понятии «духовность» в сфере высшего профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2015. № 9. С. 75–79.
  4. Глотова М.С. Воспитывающее обучение как объект научно-педагогического исследования // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 1. С. 13–18.
  5. Гомольская А.А., Карелина И.В., Прудникова В.П. Инженерное образование – проблемы и перспективы // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 9–10.
  6. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., Российское педагогическое агентство, 1996. 133 с.
  7. Конобеев Г.М. Духовность и профессионализм в процессе образования // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С.111–114.
  8. Наумкин Н.И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография. Саранск: Изд-во Мордовcкого государственного университета имени Н.П. Огарѐва, 2008. 172 с.
  9. Оринина Л.В., Кашуба И.В., Дѐрина Н.В., Рабина Е.И. Современные педагогические подходы в системе образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 129–137.
  10. Попов А.И. Механизм мотивирования преподавателя технического вуза к педагогическому творчеству // Alma-mater: Вестник высшей школы. 2013. № 4. С. 56–59.
  11. Попов А.И., Пучков Н.П. Развитие духовности в техническом образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 2(76). С. 154–166.
  12. Попов А.И. Аксиология олимпиадного движения студентов // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. № 1(14). С. 61–67.
  13. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. СПб.: Изд-во Политехнического университета Петра Великого, 2017. 216 с.
  14. Семикина А.В., Лопатухина Т.А. Духовность как одна из ценностей российского профессионального высшего образования, реализуемого в опорном университете // Известия Волгоградского педагогического университета. 2016. № 9–10(113). С. 49–55.
  15. Тюрина Т.Г. Формирование духовности студенческой молодежи – важнейшая задача ноосферного образования // Высшее образование сегодня. 2014. № 12. С. 90–94.