Том 5, номер 3, 2020, с. 341–352
[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]
Статья (файл: pdf, размер: 565 КБ, просмотров: 351)
Аннотация:
Статья рассматривает проблемы, связанные с COVID-19, в сфере практической педагогики и философии образования. Вирус высветил неравенство и несправедливость во многих областях культурной, социальной, хозяйственной и политической жизни. Сложности, вызванные распространением коронавируса, привели к серьезным сбоям и в области школьного обучения в разных странах мира, в том числе и в Соединенных Штатах Америки. COVID-19 стал невероятным испытанием цифровой готовности учебных заведений: образовательный процесс был нарушен более чем у миллиарда студентов и школьников из 160 стран. Министерство просвещения России в рамках программы «Помоги учиться дома» обеспечило почти полмиллиона школьников компьютерами для дистанционного обучения, в связи с переходом на домашнее обучение с элементами дистанционного образования, и предоставило необходимую технику тем, кто не имел возможности еѐ приобрести. Стало понятно, что решение кризисных проблем требует кардинальной смены точки зрения на сложившиеся установки в педагогике и философии образования. Необходимо выяснить важность: а) знания онлайн, лицом к лицу или гибридное обучение; b) особенность когнитивных, социальных и эмоциональных переходов студентов на новые платформы обучения. Так инициируется интерес к образовательным технологиям, поддержке педагогов и обоснованию новаций в философии образования. Противники дистантной формы говорят об упущении в социализации детей, в сфере воспитания, организации научных обществ и творческих коллективах. В свою очередь философия образования должна предложить гибкое и конкретное решение проблем.
Ключевые слова:
СOVID-19, здравоохранение, образование, дистантное образование, проблемы онлайн обучения, образовательные технологии, история философии образования
Автор:
Колесников Анатолий Сергеевич, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, г. Санкт-Петербург, Россия
Благодарности:
Работа выполнена при поддержке фонда РНФ № 17-18-01440 «Антропологическое измерение истории философии».
Для цитирования:
Колесников А.С. Covid-19, практическая педагогика и философия образования // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 341–352.
Библиографический список:
- Arias M.B. Internet disparity challenges schooling for all. Center for Applied Linguistics (CAL) Commentary [Электронный ресурс]. URL: http://www.cal.org/news-andevents/in-the-news/internet-disparity-challenges6_1_2020.
- Blake N., Smeyers P., Smith R., and Standish P., (eds.). The Blackwell Guide to the Philosophy of Education, Oxford: Blackwell. 2003.
- Береговая О.А. Китайская философия образования: между традицией и модернизацией // Общество: философия, история, культура. 2019. № 5. С. 36–40.
- Береговая О.А., Палишева Н.В. На стыке западного и восточного: философское осмысление образования в колониальной Индии // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. С. 157–162.
- Brown A.M. Emergent strategy: Shape change, changing worlds. AK Press. 2017.
- Cochran-Smith M., Ell F., Ludlow L., Grundoff L., Aitken G. The challenge and promise of complexity theory for teacher education research. Teachers College Record. 2014.Vol. 116. No. 5. P. 1–38.
- Freire P. Pedagogy of the oppressed (30th anniversary ed.). Continuum. (Original work published 1970). 2000.
- Kay Jilly Boyce, Wood Helen. Cultural commons: Critical responses to COVID-19. Part 2. European Journal of Cultural Studies. Aug. 30. 2020 | Online First.
- Methods in philosophy of education, edited by Frieda Heyting, Dieter Lenzen, and John White. London; New York: Routledge. 2001.
- O’Connor J. Art and culture after Covid-19. [Электронный ресурс]. URL: https://wakeinalarm.blog/2020/04/09/art-andculture-after-covid-19/(дата обращения 15.05. 2020).
- Operating schools during COVID-19: CDC’s Considerations. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/community/schools-childcare/schools.html (дата обращения 17.05. 2020).
- Page S. Back to school? 1 in 5 teachers are unlikely to return to reopened classrooms this fall, poll says.US Today. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/document/d/10RBEPf8Swm43Jtl7uz3GN2w40czC_0J7LZCsFrINkMc/edit (дата обращения: 26.05.2020).
- Palmer А. Advisery Editors Liora Bresler and David E. Cooper. Routledge. London and New York. 2003.
- Patel L. Decolonizing education research: From ownership to answerability. Routledge. 2016.
- Phelps G. Just knowing how to read isn’t enough! Assessing knowledge for teaching reading. Educational Assessment, Evaluation and Accountability 21. 2009. No. 22. P. 137–154.
- Rauf D.S. Rapid deployment of remote learning: Lessons from 4 districts. Education Week. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edweek.org/ew/articles/2020/03/19/rapid-deployment-of-remote-learning-lessons-from.html (дата обращения 04.06.2020).
- Richmond G., Bartell T., Cho C., Gallagher H.A., He Y., Petchauer E., Cardenas-Curiel L. Home/School: Research imperatives, learning settings, and the COVID-19 pandemic. Ed Prep Matters. [Электронный ресурс]. URL: https://edprepmatters.net/2020/05/home-school-researchimperatives-learning-settings-and-the-covid-19-pandemic/(дата обращения 15.05.2020).
- Shulman L.S. Those who understand: Knowledge growth in teaching // Educational Researcher. 1986. Vol. 15. No. 2. P. 4–14.
- Snowden D., Boone M. A leader’s framework for decisionmaking // Harvard Business Review. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2007/11/a-leaders-frameworkfor-decision-making (дата обращения 20.05.2020).
- Trevors Greg, Duffy Melissa C. Correcting COVID-19 Misconceptions Requires Caution // Educational Researcher. 2020. September 8.
- Tuck E. Foreword. In Patel L. (ed.), Decolonizing education research: From ownership to answerability (pp. xii-xv). Routledge. 2016.
- United Nations. The impact of COVID-19 on children [Policy brief]. [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-04/160420_Covid_Children_Policy_Brief.pdf (дата обращения 13.05.2020).
- Van Lancker W., Parolin Z. COVID-19, school closures, and child poverty: A social crisis in the making // The Lancet. Vol. 5. No. 5. P. 243–244.
- Zapp Mike, Lerch Julia C. Imagining the World: Conceptions and Determinants of Internationalization in Higher Education Curricula Worldwide Sociology of Education // Journals.sagepub. P. 1–21.