Исследование проблемы развития государственной поддержки талантливой молодежи Саратовского региона

Том 5, номер 3, 2020, с. 398–407

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 542 КБ, просмотров: 303)

Аннотация:

В статье дается характеристика понятия «творческая молодежь» в современном российском обществе. Рассмотрены государственные программы поддержки талантливых молодых людей в Саратовском регионе. Представлены результаты авторского исследования информированности студентов о существовании программ, о видах поддержки и тех конкурсах, которые направленны на помощь талантливой молодежи. Формализованный опрос студентов СГУ им. Н.Г. Чернышевского, СГАУ им. Н.И. Вавилова, СГТУ им. Ю.А. Гагарина, ПИУ РАНХиГС им. П.А. Столыпина, СГК им. Л.В. Собинова и ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, СГЮА был проведен в марте 2020 года. Объем выборочной совокупности составил 152 студента. Практическая часть работы показала, что учащиеся разных вузов Саратовской области недостаточно хорошо осведомлены о существовании различных конкурсов для поддержки молодежи. Им не хватает информации, источников ее получения. Большая часть вообще ни разу не принимала участия в состязаниях, направленных на развитие творческого потенциала. Также благодаря исследованию были выявлены еще ряд проблем, к которым относятся: недостаточно хорошие условия, созданные в вузах, для творческого развития личности; снижение активности участия в программах, направленных на помощь молодежи из-за трудного совмещения учебного процесса с творческой деятельностью. Чтобы решить данные вопросы, автором предлагаются меры по улучшению информированности студентов о существовании государственной поддержки, региональных и общероссийских программах и конкурсах. Сделаны выводы о том, что нужно больше внимания уделять рекламе в Интернете, в социальных сетях, а также в студенческих клубах вузов, так как это место – центр сбора творческой молодежи. Необходимо принимать меры по созданию благоприятных условий для развития творческого потенциала. Например, увеличить количество мест (залов, кабинетов), приглашать профессионалов разных областей для проведения мастер-классов, для обмена опытом, организовывать специальные площадки, курсы, что послужит для молодых людей стимулом к участию в творческой жизни вуза.

Ключевые слова:

творческая молодежь, талант, одаренность, креативность, государственная поддержка, студент, регион

Автор:

Семенова Юлия Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Для цитирования:

Семенова Ю.А. Исследование проблемы развития государственной поддержки талантливой молодежи Саратовского региона // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 398–407

Библиографический список:

  1. Биджоян Д.С. Оценка и прогнозирование надежности российских коммерческих банков с учетом волатильности макроэкономических переменных. М.: Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, 2019. 163 с.
  2. Давлетшина Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Причины и направления миграции талантливой молодежи в Республике Татарстан: результаты эмпирических исследований // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. №1 (41).
  3. Дарузе Е.Е. Организационно-педагогические условия творческой самореализации педагогов профессиональных колледжей. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2010. 21 с.
  4. Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «Молодежь» в социологии // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 23(3). С. 200–223.
  5. Елишев С.О. Молодежная политика в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи // Пространство и время. 2018. C. 113–119.
  6. Котлякова Т.А. Универсальные способы развития творчества дошкольников в процессе рисования // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 40–43.
  7. Моисеева М.С. Творческий аспект жизни людей с ограничениями жизнедеятельности: философско-эстетический анализ. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2007. 138 c.
  8. Мягких А.А. Проблемы и механизмы совершенствования общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 75. С. 227–248.
  9. Орлик В.Е. Молодежь в системе социально-трудовых отношений: опыт вторичного анализа // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2014. № 1 (1). С. 132–140.
  10. Osipova L.B., Enveri L.A. Life strategies of young people: sociological research experience. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 4, pp. 108–129. DOI: 10.15838/esc/2016.4.46.6.
  11. Рожков А.Н. Современные молодежные проекты, как фактор реализации молодежной политики // Доминанты развития современной социально-культурной сферы в условиях глобализации: материалы Международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры (Казань, 16-18 октября 2019 г.). Казань: Изд-во: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2019. С. 228–232.
  12. Романченко М.К. Опыт выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональном образовательном учреждении // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31).
  13. Ромах О.В., Слепцова А.О. Творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности // Аналитика культурологии. 2011. № 19. С. 320–326.
  14. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. 227 с.
  15. Уханова Ю.В. Интернет-технологии как фактор развития гражданского участия регионального сообщества // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 4 (14). С. 411–418.