Социализация школьников и возможности ее реализации в системе довузовской подготовки

Том 5, номер 2, 2020, с. 255–259

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 202 КБ, просмотров: 465)

Аннотация:

Одним из важнейших условий эффективного функционирования вуза является организация качественного набора хорошо подготовленных абитуриентов, обладающих глубокими базовыми знаниями, способных к обучению и осознанно выбирающих будущую специальность. В связи с этим, роль довузовского образования сегодня чрезвычайно высока. При правильной организации она выполняет целый ряд функций. Статья посвящена одной из них – социализирующей. Авторами определены современные еѐ функции, включающие не только подготовку студента к обучению в вузе, но и будущее участие старшеклассников в профессиональной творческой деятельности. Показано, что современные условия требуют расширения традиционных функций довузовской подготовки (образовательная, профориентационная) и дополнением к ним выступает социализирующая, поскольку не всегда успешные абитуриенты становятся успешными студентами и профессионалами. Кроме того, социализация должна осуществляться через деятельность, самосознание и общение. При этом общей чертой является расширение социальных связей личности с внешним миром. Приведены возможные направления социализации учащихся. Определено, что реализация социализирующей функции может осуществляться через структуру факультета довузовской подготовки. Предложены мероприятия (творческие конкурсы, очные и заочные предметные и межпредметные олимпиады, коллективные творческие дела, кружки начальной инженерной подготовки), проведение которых способствует социализации школьников. Доказано, что успешная работа в этом плане, отслеживаемая сегодня методами экспертных оценок, приводит к появлению в вузе более успешных студентов. Последнее повышает результативность образовательного процесса и способствует улучшению качества высшего образования.

Ключевые слова:

довузовская подготовка, социализация, социализирующая функция, факультет довузовской подготовки, коллективные творческие дела, инженерное творчество, олимпиады

Автор:

Федотова Лилия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культуры и социологии, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Москвичев Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры неорганической химии, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия

Для цитирования:

Федотова Л.А., Москвичев С.М. Социализация школьников и возможности ее реализации в системе довузовской подготовки // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 2. С. 255–259.

Библиографический список:

  1. Абраменко Е.В., Федотова Л.А. На пути к патриотизму // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2015. № 2. С. 14–19.
  2. Абрамова М.А., Кошеутова О.Л. Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016. № 1. С. 3–9.
  3. Аксарина И.Ю. Модель процесса адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию // Вестник Югорского государственного университета. 2014. № 1 (32). С. 5–11
  4. Аксютина И.В., Беседина И.В., Дулина Н.В. и др. Педагогические технологии как фактор изменения современного образовательного пространства. Астрахань, 2017. 221 с.
  5. Бородавкин В.В. Профильная довузовская подготовка: опыт и проблемы // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 61–65.
  6. Зябрева С.Э. К вопросу о социализации студентовпервокурсников вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48–2. С. 69–74.
  7. Капелевич М.С., Шуманов В.А. Организация довузовской подготовки и профориентационной работы в техническом университете в условиях временного демографического спада // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2011. Т. 1. С. 249–250.
  8. Кольга В.В. Развитие педагогически интегрированной системы аэрокосмического образования на современном этапе. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2004. 124 с.
  9. Лошакова И.И. Социальная роль довузовского образования в регионе // Регионология. 2003. № 1–2 (42–43). С. 275–280.
  10. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Центры довузовского образования – связующее звено непрерывного образовательного процесса // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 (57). С. 78–80.
  11. Сокольницкая Т.Н, Болотина Ю.О. Основные направления деятельности и перспективы развития структур довузовской подготовки в учреждениях высшего профессионального образования // Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения единого государственного экзамена: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции (Омск, декабрь 2010 г.). Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет. Омск: Сфера, 2010. С. 14.
  12. Федорова Н.А. Довузовская подготовка как средство становления личности будущих абитуриентов // Известия Самарского научного центра российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5–2. С. 398–402.
  13. Федотова Л.А., Дулина Н.В. Пространство современного Волгограда как средство воспитания патриотизма студентов // Патриотическое воспитание в системе высшего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (Москва, 1–2 декабря 2017 г.). М.: МИСиС, 2017. С. 251–255.
  14. Цибизова Т.Ю. О социализации школьников в системе довузовской подготовки // Дизайн и технологии. 2012. № 28(70). С. 130–135.
  15. Хлебникова Т.Д., Гильмиярова С.Г., Хамидуллина И.В., Ильина С.Ф. Роль системы довузовского образования в деятельности вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4–2. С. 177.