Практики адаптации студентов-первокурсников в вузе в условиях общества риска

Том 5, номер 1, 2020, с. 86–99

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 244 КБ, просмотров: 434)

Аннотация:

Получение высшего образования в течение достаточно длительного периода современной российской истории рассматривается как значимая ценность в молодежном сознании, привлекая каждый год в вузы огромное количество абитуриентов. Однако значительная часть молодых людей испытывает сложности с выбором самореализации в условиях постоянно изменяющейся действительности. Это особенно ярко проявляется в период окончания общеобразовательной школы и выбора будущей профессиональной деятельности. Зачастую именно от этого зависит отношение молодых людей к процессу обучения в высшем учебном заведении, а также от последующей реализации полученных профессиональных навыков в своей трудовой деятельности. В статье исследуется феномен адаптации студентов–первокурсников в системе высшего образования в условиях общества риска. Подчеркивается неоднозначность ключевых для публикации понятий «адаптация» и «общество риска». Рассматриваются теоретические подходы, сформированные в социологической науке относительно данных понятий. Приводятся результаты прикладного социологического исследования среди первокурсников Кубанского государственного университета, показывающие состояние и основные проблемы процесса адаптации к новым образовательным и социокультурным практикам. Социологическое исследование проводилось в форме анкетирования на момент окончания первого семестра обучения. В опросе приняло участие около 198 студентов разных специальностей и форм обучения. Обработка итогов осуществлялась средствами пакета программ SPSS. Полученные результаты свидетельствуют, что период адаптации первокурсников является высоко динамичным процессом, результат которого зависит как от личностных качеств самого студента, способности к активной перестройке его социальнопсихологических характеристик, самоорганизованности, так и от деятельности преподавателей и всего управленческого аппарата вуза.

Ключевые слова:

студенты-первокурсники, социальная адаптация, профессиональная адаптация, психологическая адаптация, проблемы адаптации, бытовая адаптация, социализация первокурсников, общество риска

Автор:

Большов Виктор Борисович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Для цитирования:

Большов В.Б. Практики адаптации студентов-первокурсников в вузе в условиях общества риска // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 86–99.

Библиографический список:

  1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1973. Вып. XIII. С. 62–69.
  2. Арлашкина О.В., Наумова Е.В., Тевлюкова О.Ю. Социальная адаптация студентов-первокурсников в университете (по материалам исследования) // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnayaadaptatsiya-studentov-pervokursnikov-v-universitete-pomaterialam-issledovaniya (дата обращения: 25.02.2020).
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92–101.
  4. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 464 с.
  5. Гидденс Э. Последствия современности. Праксис, 2011. 352 с.
  6. Дуглас М. Риск как судебный механизм // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 242–253.
  7. Ерохин В.С. Риск и жизненное пространство личности // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 3. С. 6–9.
  8. Зотов В.В., Каменева Т.Н. Социокультурный риск: понятие и классификация // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: материалы международной научнопрактической конференции (г. Белгород, 19–20 ноября 2015 г.). Воронеж: ООО «Просто типография», 2015. С. 392–396.
  9. Зубков В.И. Социологическая теория риска. М.: Издательство РУДН, 2009. 230 с.
  10. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. 288 с.
  11. Корель Л.В. Социология адаптации: вопросы, теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука, 2005. 424 с.
  12. Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. № 5. С. 135–160.
  13. Рождественская Е. Ю. Феномен риска в современном научном дискурсе // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 1. C. 162–164.
  14. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Новосибирск: Наука, 2002. 173 с.
  15. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: Вентана-Граф, 2000. 480 с.
  16. Тоффлер А. Футурошок. Спб.: Вита-Пресс, 1997. 461 с.
  17. Чупров В.И. Молодежь: духовное воспроизводство в условиях риска // Вестник РУДН. Серия Социология. 2004. №1 (6). С. 5–12.
  18. Шульга М.М. Особенности процесса социализации в высшей школе // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С.114–120.
  19. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. 2003. № 1. С. 3–35.