Профессионально ориентированные задачи по информатике как средство развития мотивации студентов колледжа к освоению профессии

Том 5, номер 1, 2020, с. 65–73

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 197 КБ, просмотров: 849)

Аннотация:

Статья посвящена изучению роли профессионально ориентированных задач в развитии мотивации студентов колледжа к освоению профессии. Основными составляющими мотивационного компонента являются: интерес, характеризующийся осознанной значимостью и эмоциональной привлекательностью, а также осмысленность выполняемых действий. Выявлены особенности профессионально ориентированных задач. Во-первых, они определяют некоторую модель профессиональной деятельности. Во-вторых, являются носителем новых профессионально значимых знаний и способов действий. К основным требованиям профессионально ориентированных задач относятся: соответствие учебной программе дисциплины; доступность и понятность для обучающихся; приближенность способов решения к практическим методам; в основу задачи положена практическая ситуация. Развитие мотивации в освоении профессии в ходе решения профессионально ориентированных задач обусловлено их «включенностью» в контекст будущей профессиональной деятельности. В качестве примера рассмотрены профессионально ориентированные задачи по общеобразовательной дисциплине «Информатика» для обучающихся колледжа по профессии «Повар, кондитер», решение которых предполагает использование различных средств информационных технологий: электронных таблиц, баз данных, настольных издательских систем, мультимедийных сред, ресурсов сети Интернет. На основе анализа практического опыта работы автора установлено, что студенты проявляют больший интерес к решению задач, связанных с профессиональной деятельностью, знания, навыки и опыт практической деятельности в сфере информационных технологий активно используют в изучении дисциплин профессионального цикла. Предлагается использовать профессионально ориентированные задачи системно, комплексно на всех общеобразовательных дисциплинах. В этом случае развитие мотивации студентов к освоению профессии будет осуществляться более эффективно.

Ключевые слова:

мотивация, интерес, профессионально ориентированная задача, информатика, повар, кондитер, колледж

Автор:

Гомбоева Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», п. Приаргунск, Россия

Для цитирования:

Гомбоева И.С. Профессионально ориентированные задачи по информатике как средство развития мотивации студентов колледжа к освоению профессии // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 65–73

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
  2. Вербицкий А.А. Проблемы модернизации высшего образования // Научные исследования в образовании. 2014. № 7. С. 17–23.
  3. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М.: Федеральный институт образования, 2005. 82 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. 713 с.
  5. Маслоу А. Маслоу о менеджменте. СПб.: Питер, 2003. 416 с.
  6. Артюхина М.С., Артюхин О.И. Контекстные технологии как мотивационная составляющая математического образования // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2018. № 3 (11). С. 99–104.
  7. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара, 1998. 296 с.
  8. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  10. Федотова Т.И. Профессионально ориентированные задачи по математике как средство формирования профессиональной компетентности будущих инженеров // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 15. С. 86–90.
  11. Васяк Л.В., Пешков Н.В. Реализация профессионально ориентированного подхода в условиях интеграции математики и спецдисциплин при формировании профессиональной компетентности будущих инженеров железнодорожного транспорта // Перспективы Науки и Образования. 2018. № 3 (33). С. 106–110.
  12. Никаноркина Н.В. К вопросу о роли профессионально ориентированных задач в формировании профессиональной компетентности студентов экономических вузов при обучении математике // Письма в Эмиссия. Офлайн: электронный научный журнал. 2013. № 10. С. 2078.
  13. Анищенко В.А., Сорокина О.А. Профессиональноориентированные задачи как фактор развития мотивации достижений при подготовке бакалавровстроителей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 413.
  14. Николаева И.В., Крылов Д.А. Требования к разработке профессионально ориентированных задач при обучении математике в колледже // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 4 (19). С. 12–16.
  15. Гомбоева И.С. Сборник профессионально ориентированных задач по информатике «Электронные таблицы в профессии “Повар, кондитер”» // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2020. № 2. С. 8–31.