Общественный взгляд на преподавание в школах предметов этнокультурной направленности: на примере Октябрьского района Югры

Том 5, номер 1, 2020, с. 150–164

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 293 КБ, просмотров: 475)

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы преподавания предметов этнокультурной направленности в школах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Целями и задачами работы стали изучение и обобщение вопроса о необходимости их преподавания. Материалом исследования послужили данные социологического опроса «О потребности в преподавании предметов с национально-региональным содержанием в школе», реализованные методом анкетирования. Обработка результатов была выполнена в программе для обработки социологической информации «Votex». Анкета содержала 28 вопросов с вариантами ответов. Респондентам нужно было выбрать только те из них, которые они считали приемлемыми. В частности, в статье обобщены результаты социологического исследования, выполненного в 2019 году, на территории рассматриваемого района по выбранной тематике. Опрос проведен среди родителей школьников. Результаты исследования показывают, что больше половины респондентов считают, что преподавание в школе родного языка и других предметов этнокультурного содержания, несомненно, и в определенной степени решит проблему сохранения национальной культуры коренных малочисленных народов Севера. Респонденты также выразили желание, чтобы их ребенок изучал дополнительно предметы с этнокультурным содержанием. При этом большинство считают, что эти предметы должны преподавать как дополнительные занятия для детей из числа коренных народов Севера, а для других учащихся – по желанию. Лишь незначительная часть отметила, что родной язык и литературу следует преподавать как обязательные предметы школьникам из числа коренных народов Севера. Результаты исследования важны для принятия управленческих решений в области этнообразования в школах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ключевые слова:

Октябрьский район, этнокультурное образование, школа, малочисленные народы Севера, респонденты, национально-региональные предметы

Автор:

Хакназаров Саид Хамдамович, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий отдела социально-экономического развития и мониторинга, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Россия

Для цитирования:

Хакназаров С.Х. Общественный взгляд на преподавание в школах предметов этнокультурной направленности: на примере Октябрьского района Югры // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. С. 150–164.

Библиографический список:

  1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189–195.
  2. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2(6). С. 28–34.
  3. Зорин Ю.В. Государственная национальная политика в России и современность. Москва: Институт этнологии и антропологии РАН, 2011. 39 с.
  4. Ибрагимова Л.А., Салаватова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С.79–83.
  5. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России. 2016. №. 3. С. 206–212.
  6. Миляхова Ю.Г. Этнокультурное образование как процесс приобщения учащихся к этнической культуре // Образование и наука в современных условиях. Чебоксары, 2016. С. 123–126.
  7. Солодухина Т.К. Развитие поликультурного (этнокультурного) компонента в образовании в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Сыктывкар: Коми республиканский институт развития образования, 2015. 80 с.
  8. Солодухина Т.К. Современные проблемы преподавания дисциплин этнокультурного цикла в образовательных организациях // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 4 (27).
  9. Сподина В.И. Ханты-Мансийский автономный округ: этнические языки в вузах и школах региона // Правовой статус финно-угорских языков и этнокультурные потребности российской школы. М.: ИП А.Г. Яковлев, 2011. С. 211–239.
  10. Фоменко Н.М. Проблемы реализации концепции этнокультурного образования в учебновоспитательном процессе образовательных учреждений. [Электронный ресурс] URL.: http://orpheusmusic.ru/publ/problemy_realizacii_koncepcii_ehtnokulturnogo_obrazovanija_v_uchebno_vospitatelnom_processe_obrazovatelnykh_ucherezhdenij/308-1-0-511 (дата обращения: 03.03.2020).
  11. Хакназаров С.Х. О потребности в изучении предметов этнокультурной направленности в школах Хантымансийского автономного округа – Югра // Финноугорский мир. 2017. № 3. С. 114–122.
  12. Хакназаров С.Х. О потребности изучения хантыйского языка и предметов этнокультурной направленности в школе (по результатам социологического опроса среди родителей школьников Сургутского района Югры) // Проблемы и перспективы социальноэкономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера. Ижевск: ООО «Принт-2», 2016. С.72–85.
  13. Хакназаров С.Х. О преподавания предметов этнокультурной направленности в школах Белоярского района Югры: общественный взгляд // Социальные науки: social-economic sciences: электронный научный журнал. 2020. № 1 (28).
  14. Хубешты А.Ф. Этнокультурный компонент в образовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). C. 369–371.
  15. Шеболкина Е. П. Концепция развития этнокультурного образования как системообразующий элемент регионализации образования в Республике Коми // Образование в Республике Коми. 2016. № 5. С. 4–9.