Готовность российских вузов к функционированию в условиях, создаваемых национальным проектом «Образование»

Том 4, номер 4, 2019, с. 391–399

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 242 КБ, просмотров: 363)

Аннотация:

В статье представлена оценка готовности сектора российского высшего образования к требованиям национального проекта «Образование» – документа стратегического планирования развития детских садов, школ, колледжей и вузов, который содержит конкретные требования к конкурентоспособности сети учебных заведений на перспективу до 2024 года (место в мировых университетских рейтингах, участие преподавателей в исследованиях и разработках, привлечение иностранных граждан в рамках бакалавриата / магистратуры, тотальная цифровизация процесса обучения и т. д.). Информационной базой для исследовательских выводов выступили данные экспертного опроса (2019 г.), в котором на паритетных основах приняли участие представители профессорскопреподавательского состава государственных вузов Вологодской области – Вологодского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина и Вологодского института права и экономики ФСИН России. Всего опрошено 53 эксперта. В статье приведено обобщение собранных в ходе опроса экспертных оценок, касающихся затронутой проблематики, с помощью индексного подхода. На его основе вычислена степень готовности вузов к достижению отдельных целевых показателей нацпроекта. В ходе обобщений выявлено, что некоторые задачи документа экспертам кажутся малодостижимыми, что объясняется общей оторванностью реформаторов от образовательных реалий. В итоге в будущем явления, развиваемые «инфраструктурой правил» национального проекта «Образование» (цифровизация, конкурентоспособность и т. п.), вполне могут трансформироваться в неэффективные институциональные ловушки.

Ключевые слова:

образование, вузы, цифровизация, метрики, национальный проект, экспертный опрос

Автор:

Головчин Максим Александрович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда, Россия

Для цитирования:

Головчин М.А. Готовность российских вузов к функционированию в условиях, создаваемых национальным проектом «Образование» // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 4. С. 391–399.

Библиографический список:

  1. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. № 3. С. 9–20.
  2. Бетелин В.Б. Проблемы и перспективы образования в постиндустриальном информационном обществе // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 6. С. 582–592.
  3. Бодров А.В. Диплом об окончании аспирантуры est диссертация? // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 79–85.
  4. Жук А.А., Фурса Е.В. Нарративный анализ институциональных ловушек сферы образования и науки России // Журнал институциональных исследований. 2019. Т. 11. № 1. С. 176–193.
  5. Бондаренко Н.В, Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 400 с.
  6. Куклин С.В. Правовая культура и правовое мышление в современном обществе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2017. № 4. С. 75–83.
  7. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 7–25. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.1
  8. Леонидова Г.В., Головчин М.А., Соловьева Т.С.. Учитель и образовательная реформа: взгляд из региона. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. 178 с.
  9. Семенов Д.С., Швабский А.А., Бородина В.П. «Qwertyэффект» в государственном управлении сферы экономики // Экономика. Право. Инновации. 2017. № 1(3). С. 28–32.
  10. Соловова Н.В., Николаева С.В., Дмитриев Д.С. Нормативно-правовое обеспечение высшего образования. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. 68 с.
  11. Сырых В.М. Метод правового регулирования образовательного права // Право и образование. 2001. № 5. С. 48–66.
  12. Цирель С. «QWERTY-эффекты», «Path Dependence» и закон иерархических компенсаций // Вопросы экономики. 2005. № 8. С. 19–26. DOI: 10.32609/0042-8736-2005-8-19-26
  13. Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» // Народное Образование. 2019. № 1. С. 9–26.
  14. Шевелева Н.А. Аспирантура: синтез или конфликт науки и образования? // Журнал российского права. 2017. № 11 (251). С. 145–157.
  15. Шереметьева О.Ю. «Образовательно-правовое» сознание субъектов педагогических правоотношений как результат принятия своих прав и свобод // Право и образование. 2014. № 8. С. 4–1.