Контекстное образование как условие развития транспрофессиональных характеристик личности

Том 4, номер 3, 2019, с. 239–245

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 202 КБ, просмотров: 489)

Аннотация:

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменениями в социально-экономической сфере современной России. Подготовка профессионально мобильных специалистов, личность которых обладает транспрофессиональными характеристиками, требует от системы образования новых подходов к обучению профессии. В качестве одной из психолого-педагогических теорий, в условиях которой возможно развитие транспрофессиональных характеристик личности, рассматривается контекстное образование. Обучение профессии происходит в логике сменяющих друг друга видов деятельности: образовательная деятельность академического типа – квазипрофессиональная и образовательно-профессиональная – социо-практическая и профессиональная. Каждому виду деятельности ставится в соответствие обучающая модель: семиотическая, имитационная, социальная. Трансформация учебной деятельности в профессиональную ориентирует обучающихся на будущее, побуждая тем самым к активным действиям. Для контекстного подхода к обучению характерны проблемность, диалогичность, совместная деятельность.

Ключевые слова:

транспрофессионализм, трансфессия, контекст, контекстное образование, проблема, диалог

Автор:

Гомбоева Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, преподаватель, ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», Забайкальский край, п. Приаргунск, Россия

Для цитирования:

Гомбоева И.С. Контекстное обучение как условие развития транспрофессиональных характеристик личности // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 3. С. 239–245.

Библиографический список:

  1. Белова С.В. Педагогика диалога: Теория и практика построения гуманитарного образования: монография. М.: АПКиПРО, 2006. 380 с.
  2. Вербицкий А.А. Контекстное образование в контексте истории педагогической мысли // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. Сборник научных статей Международной научнопрактической конференции. Курский государственный университет, 2019. С. 26–29.
  3. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Понятие «контекст» в категориальном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. С. 90–99.
  4. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
  5. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
  6. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения: Научно-методическое пособие. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010. 55 с.
  7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития траснпрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 9. № 8. С. 9–28.
  8. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Бердникова Д.В., Борисов Г.И. Методологические основы транспрофессионализма субъектов техномической деятельности // Педагогическое образование в России. 2018. № 11.
  9. С. 38–47.

  10. Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2014. № 8. С. 94–98.
  11. Малиновский П.В. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 21–24.
  12. Третьякова В.С. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности: монография. Екатеринбург, 2019. 142 с.