Парадигмы социально-культурной анимации в истории педагогики

Том 4, номер 2, 2019, с. 135–139

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 157 КБ, просмотров: 662)

Аннотация:

В статье рассматривается недавно появившийся термин «анимация», который возник во Франции в середине XX века и рассматривался как неформальная педагогика и психология, где посредником между ребенком (подростком) и родителями выступал аниматор (мастер своего дела). Анимация выполняла ряд важных функций, таких как рекреация, адаптация, релаксация, коррекция и коммуникация. На данный момент функции расширились, появились – развлекательная, гедонистическая и регенерирующая. Отличительной чертой анимации от остальных социальных практик является не принуждение участников к действию, а свобода выбора и доброжелательная обстановка. Одной из самых ярких видов анимации считается социально-культурная, она является относительно молодой отраслью социальной педагогики и социальной психологии. Социально-культурная анимация в истории педагогики приобщала и на сегодняшний день продолжает приобщать человека к гуманистическим идеалам и ценностям. Социокультурная анимация представляет собой самоорганизующуюся педагогическую систему, субъектом которой непосредственно являются общественные объединения аниматоров, имеющие основную цель актуализировать духовные потребности личности, привлечь к активному творческому процессу и действию. Данная работа основывается как на опыт видных зарубежных ученых в анимационной деятельности, так и на отечественных исследователях социально-культурной анимации, которые рассматривают это явление, начиная с середины ХХ века и до наших дней.

Ключевые слова:

педагогика, социально-культурная анимация, аниматор, творчество, досуг, социально-культурная деятельность, культурно-просветительная работа, культурно-досуговая деятельность

Автор:

Дмитриева Анна Вячеславовна, старший преподаватель факультета социально-культурной деятельности и туризма, кафедры социально-культурной деятельности, Краснодарский государственный институт культуры, г. Краснодар, Россия

Для цитирования:

Дмитриева А.В. Парадигмы социально-культурной анимации в истории педагогики. Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 2. С. 135–139.

Библиографический список:

  1. Драгичевич-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Тигра, 2000. 165 с.
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. 208 с.
  3. Ганьшина Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Тамбов: ТГУ, 2010. 67 с.
  4. Горбачев А.А., Дмитриева А.В. Педагогические возможности туризма как средство воспитания коллективизма у детей и подростков // Курорты. Сервис. Туризм. Краснодар: КСЭИ, 2015. № 1 (26). С. 107–109.
  5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
  6. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. 480 с.
  7. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 695 с.
  8. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Теоретические основы туристской анимации. М.: Советский спорт, 2006. 195 с.
  9. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
  10. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. М.: «Академия», 2006. 205 с.
  11. Новаторов В.Е. 1999. Современные технологии культурнодосуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. // Вестник Омского университета. № 3. С. 109–114.
  12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 558 с.
  13. Тарасов Л.В. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры. М.: МГУКИ, 2005. 192 c.
  14. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно временной ситуации XXI века // Российский психологический журнал. 2013. № 2. С. 7–31.
  15. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.: МГУКИ, 2005. 126 с.