Чтение молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и России: результаты социологических исследований

Том 4, номер 2, 2019, с. 185–193

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 223 КБ, просмотров: 474)

Аннотация:

Ситуация с изменением культуры чтения книг в молодежной среде является предметом исследований на различных уровнях: федеральном и региональном. Имеется достаточно большое количество информации на эту тему, но вследствие отсутствия единой методики исследования и однозначной терминологии, нерепрезентативности выборки респондентов, неубедительности анализа результатов существуют определенные трудности в понимании проблемы. В статье представлены результаты исследований чтения молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в Российской Федерации, проведенные в последние годы. Опросами на Всероссийском и региональных уровнях были охвачены около 15 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Анализ результатов исследований в десяти регионах страны позволил нам выявить приоритеты молодежи в проведении свободного времени, отношение молодых читателей к бумажной и электронной книгам, роль Интернета в получении знаний и социальной коммуникации. Исследования подтвердили, что чтение для молодежи носит прагматичный характер, но, вместе с тем, делают они это и ради удовольствия. Сопоставление результатов последних исследований позволило выделить общее и специфическое в читательских предпочтениях произведений художественной литературы из разных территорий России: молодежь читает литературу различных авторов и жанров, региональные и возрастные различия в этом значительные, на выбор книги влияет большое количество различных факторов. Предпочтение отдают русской классической литературе и жанрам, отвечающим психологическим и эмоциональным запросам молодежи.

Ключевые слова:

социологические исследования, респонденты, регионы России, Интернет, интерес к чтению, читательские предпочтения молодежи

Авторы:

Хакназаров Саид Хамдамович, кандидат геолого-минералогических наук, заведующий отдела социальноэкономического развития и мониторинга, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Россия

Рудаков Владимир Аркадьевич, кандидат педагогических наук, инженер-исследователь отдела социальноэкономического развития и мониторинга, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Россия

Для цитирования:

Хакназаров С.Х., Рудаков В.А. Чтение молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и России: результаты социологических исследований. Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 2. С. 185–193.

Библиографический список:

  1. Борусяк Л.Ф. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодёжь // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 1. С. 90–105.
  2. Губанова А.Ю. Классификация электронного контента сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2015. №7 (150). С. 139–143.
  3. Гурьян З.П. Что читает молодёжь Омской области. По материалам межрегионального исследования «Молодёжь Сибири: ориентир на чтение» [Электронный ресурс]. URL: http://oubomsk.ru/Posobiya/MolodezhSibiri/2_2_analiticheskaja_spravka.pdf (дата обращения: 05.03.2019).
  4. Захарова Е.М. Отношение к книгам и чтению в разных возрастных подгруппах молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1–4. С. 158–161.
  5. Костина М.П. Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения // Молодой ученый. 2017. № 7. С. 529–531. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/141/39892/ (дата обращения: 05.03.2019).
  6. Кустова М.В. Изучение чтения студентов: опыт факультета документальных коммуникаций и туризма Челябинского государственного института культуры // Четвертый Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 26–27 октября 2017 г.): материалы форума. Челябинск: ЧГИК, 2017. С. 45–48.
  7. Любимые книги: что читают россияне? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения (выпуск № 3776, опубликовано 01.10.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 05.03.2019).
  8. Метелкина Ю.С. Исследование читательских практик современных школьников // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 4. С. 45–54.
  9. Назаров М.М. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 84–95.
  10. Общественное мнение – 2016. М.: Левада-Центр, 2017, 272 с. О чтении: стр. 155–157. [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/om14.pdf (дата обращения: 05.03.2019).
  11. Республиканский опрос Юношеской библиотеки РК «Мир чтения молодёжи Республики Коми»: литературные предпочтения нового поколения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmo.rgub.ru/researh/articles/ponomareva.php (дата обращения: 05.03.2019).
  12. Самохина М.М. Чтение молодежи: XXI век (по результатам исследований 2001–2011 гг.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338 (дата обращения: 05.03.2019).
  13. Сиротюк О.В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве // Библиосфера. 2017. № 2. С. 17–22.
  14. ФОМ: Год литературы и чтение. [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/Kultura-i-dosug/12272 (дата обращения: 05.03.2019).
  15. Читательские предпочтения молодежи Саратова. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/620874/sotsiologiya/chitatelskie_predpochteniya_molodezhi_saratova (дата обращения: 05.03.2019).
  16. Читать или не читать? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения (Выпуск № 3530, опубликовано 06.12.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 05.03.2019).
  17. Что читают россияне? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного теме чтения (Выпуск № 3765, опубликовано 18.09.2018). [Электронный ресурс]. URL: http://www.wciom.ru/ (дата обращения: 05.03.2019).