Инновационная предпринимательская деятельность в регионах: раскрытие сущности понятия

Том 3, номер 3, 2018, с. 79–83

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 177 КБ, просмотров: 542)

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности формирования понятия «инновационная предпринимательская деятельность» с точки зрения функционального и структурного подходов. Вскрываются недостатки и достоинства использования этих подходов при раскрытии сущности обозначенного термина. Обоснованный выбор структурного подхода позволил рассмотреть понятие «инновационная предпринимательская деятельность» как стиль деятельности, ориентированный на достижение результата на основе создания или реализации инновации, являющегося для субъекта мерой успеха (экономического, политического или социального). Такое понимание инновационной предпринимательской деятельности позволяет акцентировать внимание на социально-психологических аспектах этого феномена и выделить у субъектов данного процесса наиболее значимые психологические качества. В работе исследуются также различия в понимании инновационного предпринимательства в трудах отечественных и зарубежных авторов. На основе анализа научных источников и обобщения данных эксперимента, проведенного в 2015–2018 гг., выделяются базовые качества успешных инновационных предпринимателей и их особенные качества, необходимые при организации инновационной предпринимательской деятельности в регионе. К первым относятся ярко выраженное стремление к финансовому успеху на основе внедрения новых технологий, продуктов и т. д. (новации или инновации); мотивация к достижению успеха; готовность к риску; восприятие самостоятельности как ценности; юридическая и экономическая компетентности в области организации инновационного предпринимательства; развитое творческое и логическое мышление; организаторские способности. К особенным качествам отнесены этно-коммуникативная компетенция; развитое мышление; умения многовариантного планирования; коммуникативные способности; высокий уровень субъектного контроля; фрустрационная толерантность.

Ключевые слова:

инновационная предпринимательская деятельность, регион, профессионально важные качества

Автор:

Лежнева Нина Вячеславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Троицкий филиал Челябинского государственного университета, г. Троицк, Российская федерация

Для цитирования:

Лежнева Н.В. Инновационная предпринимательская деятельность в регионах: раскрытие сущности понятия. Социальная компетентность. 2018;3(3):79–83.

Библиографический список:

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001. 303 с.
  2. Бунин И.М. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания [Электронный ресурс]. URL: http://www.libertarium.ru/l_liblibrus_art3 (1.08.2018).
  3. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М.: Институт психологии Российской академии наук, 1995. 58 с.
  4. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/816/929/1216/002Zaslavskaya.pdf (1.08.2018).
  5. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
  6. Новиков В.В., Марченко В.В. История возникновения и становления социальной психологии предпринимательства. Ярославль: Международная академия психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 1998. 90 с.
  7. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в начале 1990-х гг.) / под ред. В.А. Бодрова. М.: Институт психологии Российской академии наук, 1995. 175 с.
  8. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства. М.: Ректор, 2007. 288 с.
  9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  10. Baum J.R. The psychology of entrepreneurship. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2007. 128 р.
  11. Brockhaus R.H. The psychology of entrepreneur. Encyclopedia of Entrepreneurship // PrenticeHal, 1982. Vol. 42. Pp. 39–57.
  12. Luthans F. Human, social, and now positive psychological capital management // Investing in people for competitive advantage. Organizational Dynamic. 2004. Vol. 33. Рp. 143–160.
  13. Warneryd K.-E. The Psychology of Innovative Entrepreneurship // Handbook of economic psychology. Dodrecht. 1988. Pp. 405–447.