Школьные учебники по обществознанию (гендерный аспект)

Том 7 (2022), № 1, с. 68–75

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 262 КБ, просмотров: 307)

Аннотация:

в статье раскрываются основные результаты гендерного анализа института школьного образования; представлена роль и возможности школьного предмета «Обществознание» в формировании гендерных представлений учащихся; поставлена проблема гендерного анализа школьных учебников по обществознанию.

Ключевые слова:

гендер, гендерный подход в образовании, скрытый учебный план, обществознание, школьный учебник

Авторы:

Скоморохова Наталья Александровна, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, Владивосток, Россия;

Коршунова Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, Владивосток, Россия.

Для цитирования:

Скоморохова Н.А., Коршунова Н.Л. Школьные учебники по обществознанию (гендерный аспект) // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 1. С. 68–75.

Cписок источников

  1. Агафонова Т.Е. Гендерный анализ УМК по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова / Т.Е.
  2. Агафонова // Мир педагогики и психологии. – 2019. – №4 (33). – С.6-20.
  3. Агафонова Т.Е. Формирование гендерных представлений в рамках предмета обществознание / Т.Е. Агафонова // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 30 апреля 2021 г.) / Отв. ред. М.С. Власов. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2021. – 351 с. – С.8-15.
  4. Аргунова В. Н. Гендерные проблемы в школьных учебниках истории / В. Н. Аргунова // Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: материалы международной научной конференции. – Иваново: Юнона, 1999. – С. 56-69.
  5. Барчунова Т. В. Сексизм в букваре / Т. В. Барчунова // ЭКО. – Новосибирск. – 1995. – № 3. – С. 26-33.
  6. Геддис, Е.В. Современный школьный учебник как средство построения процесса обучения журнал / Е.В. Геддис // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – №193. – С. 84-91.
  7. Зуев, Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. – Москва: Просвещение, 2015. – 317 с.
  8. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
  9. Котлова Т.Б. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы / Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова // Женщины в российском обществе. – 2001. – № 3-4. – С.53-61.
  10. Митрофанова А.А. Гендерный подход в педагогике / А.А. Митрофанова // Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. И.В. Костиковой. – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 252 с. – С.182-195.
  11. Осетрова Н.В. Учителя о правах женщин и равенстве полов / Н.В. Осметрова // Социологические исследования. – 2002. – №12. – С.50-59.
  12. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару / Л.В. Попова; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва: Изд-во «Прометей», 1996. – 42 с.
  13. Попова Л.В. Как школа может способствовать реализации способностей одаренных девочек / Л.В.
  14. Попова, Н.А. Орешкина // Педагогическое обозрение. – 1995. – №3. – С.41-46.
  15. Смирнова А.В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / Анна Владимировна Смирнова, Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2005. – 25 с.
  16. Смирнова А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников / А.В. Смирнова. – Москва, 2005. – 26 с.
  17. Чернобай Е.В. Нужны ли изменения в школьных учебниках по обществознанию: по результатам всероссийского опроса учителей / Е.В. Чернобай, Д.В. Тучкова // Вопросы образования. – 2019. – №3. – С.238-256.
  18. Шаяхметова В.Р. Учебник по обществознанию в свете новых требований к организации учебного процесса в старшей школе / В. Р. Шаяхметова // Пермский педагогический журнал. – 2015. – №7. – С.53-59.
  19. Штылева Л.В. Методические аспекты гендерной экспертизы образовательных программ и пособий / Л.В. Штылева // Гендерный подход в дошкольной педагогике: практика. – Мурманск: ООО Милори, 2001. – Ч.II. – 92 с. – С.70-73.
  20. Ярская-Смирнова Е. Гендерное неравенство в образовании: понятие скрытого учебного плана / Е. Ярская-Смирнова // Гендерные исследования. – 2000. – № 5. – С. 295-301.
  21. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований / Е.Р. Ярская-Смирнова / РАН ИНИОН, Саратов. Гос. тех. унт. Центр социальной политики и гендерных исследований. – Москва: Сарат. ГТУ. Центр соц. политики и гендер. исслед., 2001. – 252 с. – С. 93-111.