Социально-психологическая компетентность: уровни и компоненты

Том 4, номер 1, 2019, с. 31–40

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 280 КБ, просмотров: 1034)

Аннотация:

Феномен социльно-психологической компетентности – один из интегративных феноменов не только социальной, но психологии в целом. Он изучается с социально-психологической, возрастно-психологической и иных сторон. Чаще всего – через описание тех или иных его компонентов. Исследователями намечены и осуществлены разнообразные подходы к его интегративному, целостному осмыслению, предпринята попытка ответить на вопрос – что же есть социально-психологическая компетеность, как она формируется и развивается: как человек становится личностью, в том числе, взрослой личностью, как человек становится партнером, в том числе, партнером зрелым, и как человек становится профессионалом, в том числе профессионалом в такой сложной сфере как психологическое консультирование – практике, направленной на помощь другим людям в их становлении личностями, партнерами и профессионалами. Центральными проблемами, однако, выступают проблемы соотношения уровней и компонентов, то есть – механизмов – формирования и развития компетентности. В статье рассматривается несколько основных моментов формирования и развития социальной компетентности. В качестве основных выделяются четыре уровня развития компетености, которые соотносятся с приемами, тактиками,статегиями и стратегемами проблемных, кризисных и иных социальных отношений. Отмечается что развитие компетености связано с процессами дифферециации и рефлексии опыта, а также с интеграцией и действенностью сделанных на основе дифференциации и рефлексии выводов. В итоге социально-психологическая компетентность предстает как сложное образование, включающее в себя не только комплекс знаний, умений, но и способность применять их в самых различных, порою проблемных ситуациях». Ведущий компонент социальной компетентености – социально-психологиеская компетентность, включающая знания и умения, построения и развития отношений с собой, людьми, преобразования сиутаций взаимодействия и жизнедеятельности в разных типах сред и отношений.

Ключевые слова:

компетентность, психотерапевтическая модель, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, интегративная психотерапия, жизненный опыт, рефлексия, социальный интеллект

Автор:

Арпентьева Мариям Равильевна, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), академик Международной академии естстествознания, ведущий научный сотрудник Гуманитарного института, Югорский государственный университет, г. Ханты-Манcийск, Российская Федерация

Для цитирования:

Арпентьева М.Р. Социально-психологическая компетентность: уровни и компоненты // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 1. C. 31–40.

Библиографический список:

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 1997. 237 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 3675 с.
  3. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52–60.
  4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 3–17.
  5. Арпентьева М.Р. Социально-психологическая компетентность: статьи и эссе / М.Р. Арпентьева, И.В. Карпенкова, Н.П. Ничипоренко. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 650 с.
  6. Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1997. № 3. С.45–56.
  7. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 42 (175). С. 4–7.
  8. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 35–63.
  9. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  10. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М.: Наука, 1996. 255 с.
  11. Ветошкин А.П., Гончаров С.З. Социальная компетентность как итоговый результат гуманитарного образования // Воспитание духовности: Ценности и традиции. Екатеринбург, 1998. С. 143–145.
  12. Докторович М.А.(О.) Формування соціальної компетентності старшого підлітка з неповної сім’ї дис… канд. пед. наук. Киев, 2007. 208 с.
  13. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 166 с.
  14. Жуков Ю.М. Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. 104 с.
  15. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер, 3-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 240 с.
  16. Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 48–58.
  17. Каменская Е.В. Формирование социальной компетентности у курсантов военных вузов // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 2А. С. 96–106.
  18. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: дис. … канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. 210 с.
  19. Куницына В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. СПб.: Питер. 2001. 544 с.
  20. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. С. 469–474.
  21. Леднёва С.А. Социально-психологическая компетентность будущего специалиста: понятие и методы развития в условиях обучения в вузе // Вестник российского государственного торгово-экономического университета. 2014. № 2(82). С. 126–135.
  22. Лунёва О.В. Основные модели социального интеллекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2012. Т. 18, №. 3. С. 44–47.
  23. Мельникова Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении: дис. … канд. психол. наук. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992.176 с.
  24. Минигалиева М.Р. Социально-психологическая компетентность: интегративная модель // Science in the modern information society II: Proceedings of the Conference 07-08 november 2013 in New Jersey, Moscow. USA, New Jersey: SPC «Academic», 2013. V.2. P. 346–350.
  25. Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14964 (дата обращения: 23. 09. 2018).
  26. Петровская Л.А. Общение — компетентность — тренинг. Избранные труды. М.: Смысл, 2007. 387 с.
  27. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва : Издательство Московского университета, 1989. 216 с.
  28. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 94–101.
  29. Стернберг Р., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 265 с.
  30. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Издво «Институт психологии РАН», 2004. С. 11–28.
  31. Хомский Н. Синтаксические структуры. Москва: Новое в лингвистике. Выпуск № 2. 1962. С. 412–527.
  32. Южанинова А.Л. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1988. 22 с.
  33. Cantor N., Kihlstrom J. F. Social intelligence: The cognitive basis of personality. In P. Shaver (Ed.). Self, situations, and social behavior. Beverly Hills, CA: Sage. 1985. P. 15–34.
  34. Cantor, N., & Kihlstrom, J.F. Personality and social intelligence. Englewood Cliffs. — N.J.: Prentice-Hall. 1987. 340 р.
  35. Cantor, N., Langston, C.A. «Ups and downs» of life tasks in a life transition // L. A. Pervin (Ed.), Goal concept in personality and social psychology / Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1989. P. 127–168.
  36. Gardner, H. Frames of Mind: The theory of multiple intelligences. — New York: Basic Books. 1983. 420 р.
  37. Goleman D. Social Intelligence: The New Science of Human Relationships. Bantam, 2007. 416 р.
  38. Greenspan, S., Driscoll, J. The role of intelligence in a broad model of personal competence // Contemporary intellectual assessment: Theories, tests and issues / D.P. Flanagan & J.L. Genshaft. New York: Guilford Press, 1997. P. 131–150.
  39. Kosmitzki, C., John, O.P. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence. Personality & Individual Differences, 1993. Vol. 15. P. 11–23.
  40. Mischel, W. Toward a cognitive social learning reconceptualization of Personality// Psychological Review, 1973. Vol. 80. Pp. 252–283.
  41. O’Sullivan, M., Guilford, J. P., DeMille, R.The measurement of social intelligence. Reports from the Psychological Laboratory, No. 34. Southern California, Los Angeles: University of Southern California, 1965. 120 p.
  42. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union. 1991. 142 р.
  43. Salopek J.J. Social intelligence // T+D . American Society for Training & Development . Vol. 58(9). 2004. P.17–19.
  44. Thorndike, E.L. Intelligence and its use // Harper’s Magazine, 1920. Vol. 140. P. 227–235.
  45. Vernon, P.E. Some characteristics of the good judge of personality // Journal of Social Psychology, 1933. No.4. P. 42–45.