Когнитивная нагрузка при выполнении учебной задачи на зрительно-моторную координацию в среде виртуальной реальности

Том 8 (2023), № 2, с. 55–61

[ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 776 КБ, просмотров: 68)

Аннотация:

Изучение когнитивных факторов, влияющих на эффективность обучения в среде виртуальной реальности, постепенно приобретает актуальность в связи с ростом объема внедрения виртуальных тренажеров в сфере профессионального образования. Цель данного исследования – эмпирически изучить роль когнитивной нагрузки на обучающихся в успешности выполнения учебной задачи на зрительно-мануальную координацию в среде виртуальной реальности. Учебная задача в среде виртуальной реальности была смоделирована по сценарию игры, в которой испытуемый должен стрелять из виртуального лука по движущимся мишеням, набирать баллы и уровни продвижения в зависимости от успешности выполняемых действий. Успешность выполнения задачи оценивалась по показателю точности попаданий и по показателю максимального уровня сложности ситуаций выполнения задачи. При помощи опросной методики у 40 студентов педагогического бакалавриата оценивались субъективно воспринимаемая когнитивная нагрузка (внутренняя, посторонняя и релевантная). Полученные результаты показали, что при выполнении учебной задачи на зрительно-моторную координацию значимую роль играют два вида когнитивной нагрузки: посторонняя и релевантная.

Ключевые слова:

виртуальная реальность, учебная задача, успешность обучения, когнитивная нагрузка, внутренняя, посторонняя и релевантная когнитивная нагрузка

Автор:

Гаврилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент педагогики и психологии развития Школы педагогики
Дальневосточный федеральный университет
690922, п. Аякс, 10, о. Русский, г. Владивосток, Россия
e-mail: gavrilova.ta@dvfu.ru
Баранова Виктория Александровна, ассистент Школы педагогики
Дальневосточный федеральный университет
690922, п. Аякс, 10, о. Русский, г. Владивосток, Россия
e-mail: baranova.val@dvfu.ru

Для цитирования:

Гаврилова Т.А., Баранова В.А. Когнитивная нагрузка при выполнении учебной задачи на зрительно-моторную координацию в среде виртуальной реальности // Социальная компетентность. 2023. Т. 8. № 2. С. 55–61.

Cписок источников

Величковский Б.Б. Новые глазодвигательные методы оценки когнитивной нагрузки // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 119–129.

Поликанова И.С., Сергеев А.В. Влияние длительной когнитивной нагрузки на параметры ЭЭГ // Национальный психологический журнал. 2014. № 1(13). https://doi.org/10.11621/npj.2014.0109

Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. T. 7(3). С. 378–391.

Смирнов А.С., Фадеев К.А., Аликовская Т.А., Тумялис А.В., Голохваст К.С. Технологии виртуальной реальности в образовательном процессе: перспективы и опасности. // Информатика и образование. 2020. № 6. С. 4–16. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-6-4-16

Birbara N.S., N. Pather. (2021) Instructional design of virtual learning resources for anatomy education. In: Instructional Design of Virtual Learning Resources for Anatomy Education. Springer Int. Publ. P. 75–110.

Frederiksen J.G. et al. (2020) Cognitive load and performance in immersive virtual reality versus conventional virtual reality simulation training of laparoscopic surgery: A randomized trial. Surg. Endosc. No. 34(3). P. 1244–1252.

Han J., Zheng Q., Ding Y. (2021) Lost in Virtual Reality? Cognitive Load in High Immersive VR Environments. Journal of Advances in Information Technology. No. 12(4). https://doi.org/10.12720/jait.12.4.302-310

Keshavarz B., Philipp-Muller A.E., Hemmerich W., Riecke B.E., Campos J.L. (2019) The effect of visual motion stimulus characteristics on vection and visually induced motion sick-ness. Displays. No. 58. P. 71–81. https://doi.org/10.1016/j.displa.2018.07.00

Leppink J., Paas F., Van der Vleuten C.M., Van Gog T., Van Merriënboer J.G. (2013) Development of an instrument for measuring different types of cognitive load. Behavior Research Methods. No. 45(4). P. 1058–1072.

Lukačević F., Škec S., Perišić M.M., Horvat N., Štorga M. (2020) Spatial perception of 3D CAD model dimensions and affordances in virtual environments. IEEE Access. Iss. 8. P. 174587–174604.

Moser I., Chiquet S., Strahm S.K., Mast F.W., Bergamin P. (2020) Group decision-making in multi-user immersive virtual reality. Cyberpsychology, Behav. Soc. Netw. No. 23(12). P. 846–853.

Mahmoudzadeh P., Afacan Y., Adi M.N. (2021) Analyzing occupants’ control over lighting systems in office settings using immersive virtual environments. Build. Environ. Vol. 196.

Parong J., Mayer R.E. (2021) Learning about history in immersive virtual reality: does immersion facilitate learning? Educational Technology Research and Development. No. 69(2). P. 1–19.           https://doi.org/10.1007/s11423-021-09999-y

Ros M. et al. (2021)The effects of an Immersive Virtual Reality Application in First Person Point-of-View (IVRA-FPV) on the learning and generalized performance of a lumbar puncture medical procedure. Educ. Technol. Res. Dev. Vol. 69. No. 3. P. 1529–1556.

Sweller J., Ayres P., Kalyuga S. (2011) Categories of knowledge: an evolutionary approach. In: Cognitive Load Theory. Eds J. Sweller, P. Ayres, S. Kalyuga. New York, Springer. P. 3–14. https://doi.org/10.1007/978-1-4419-8126-4_1

Sweller J., van Merriënboer J.J., Paas F. (2019) Cognitive architecture and instructional design: 20 years later. Educational Psychology Review. No. 31. P. 261–292. https://doi.org/10.1007/s10648-019-09465-5