Оценка результативности мер поддержки семей с детьми в период пандемии Сovid-19: территориальные собенности

Том 7 (2022), № 4, с. 353–364

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 316 КБ, просмотров: 120)

Аннотация:

Период пандемии коронавирусной инфекции вызвал каскад негативных социально-экономических последствий, особенно уязвимыми перед которыми оказались семьи с детьми. Отечественные и зарубежные исследователи выделили широкий перечень проблем, с которыми столкнулись семьи с детьми в данный период. Активизация мер государственной поддержки семей в России была призвана защитить их от падения доходов и уровня жизни, предотвратить распространение бедности. Несмотря на представленность в научной сфере ряда работ, посвящённых оценке результативности предпринятых мер, встречаются лишь единичные работы, направленные на исследование ситуации на уровне отдельных регионов. В статье на данных выборочного наблюдения доходов населения и участия в государственных программах, проведённого Росстатом в 2021 году, проанализирован охват семей с детьми мерами поддержки в период пандемии, а также вклад данных выплат в их совокупный денежный доход. Новизну исследования составляет то, что анализ впервые выполнен в территориальном разрезе для Вологодской области в сопоставлении с общероссийской картиной, а также в разрезе наиболее уязвимых категорий семей. Установлено, что в наибольшей мере поддерживающими выплатами были охвачены многодетные семьи как в России, так и в Вологодской области. Также для этой категории семей был зафиксирован максимальный вклад выплат в общую величину денежного дохода. Показано, что и на уровне страны, и на уровне региона присутствует территориальная специфика, проявляющаяся как в охвате семей выплатами на детей, так и в их соотношении с величиной совокупного дохода семей.

Ключевые слова:

меры поддержки семей с детьми, последствия пандемии COVID-19, материальное
положение семей с детьми, уязвимые категории семей с детьми

Автор:

Л. Н. Нацун
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
«Вологодский научный центр Российской академии наук»,
г. Вологда, Российская Федерация

 

Для цитирования:

Нацун Л. Н. Оценка результативности мер поддержки семей с детьми в период
пандемии Сovid-19: территориальные особенности // Социальная компетентность. 2022. Т. 7. № 4. C. 353–364.

Cписок источников

  1. Буранкова М. А. Обзор региональных практик по поддержке семей с детьми в Российской Федерации в период пандемии коронавируса (COVID-19) // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 9. С. 194-199.
  2. Вельтищев Д. Ю., Лисицына Т. А., Борисова А. Б. Психическое здоровье населения различных стран в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) // Социальная и клиническая психиатрия. 2020. Т. 30. № 4. С. 83-86.
  3. Ворошилов Н. В. К вопросу об оценке социально-экономического потенциала сельских территорий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 1. С. 91-109.
  4. Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Семьи с детьми от 3 до 7 лет в период пандемии COVID-19: оценка материального положения и охвата поддержкой // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 1. С. 55-64.
  5. Калабихина И. Е. Последствия пандемии COVID-19 в гендерном ракурсе // Женщина в российском обществе. 2022. № 3. С. 60-76.
  6. Калабихина И. Е., Кучмаева О. В., Калмыкова Н. М., Казбекова З. Г., Середкина Е. А. Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий десятилетия детства в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4. С. 134-165.
  7. Корчагина И. И., Прокофьева Л. М. Социальная поддержка семей с детьми в период эпидемии коронавируса и реальная нуждаемость семей // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 4. С. 95-106.
  8. Кулькова И. А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // Human Рrogress. 2020. Т. 6. Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://progresshuman.com/images/2020/Tom6_1/Kulkova.pdf (10.10.2022).
  9. Романова А. В. Социальная поддержка многодетных семей в период пандемии COVID-19 // Вопросы управления. 2021. № 4. Р. 94-107.
  10. Ростовская Т. К., Толмачев Д. П., Шимановская Я. В. Роль многопоколенной московской семьи в условиях пандемии COVID-19: социологический анализ // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2020. № 4. С. 394-398.
  11. Цинченко Г. М., Орлова И. С. Государственная поддержка семей с детьми в период пандемии COVID-19 в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2022. № 6. С. 161-168.
  12. Шматова Ю. Е. Психическое здоровье населения в период пандемии COVID-19: тенденции, последствия, факторы и группы риска // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 201-224.
  13. Buechel C., Nehring I., Seifert, C., Eber S., Behrends U., Mall V. et al. (2022). A cross-sectional investigation of psychosocial stress factors in German families with children aged 0-3 years during the COVID-19 pandemic: initial results of the CoronabaBY study. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health, 16 (37), 14. Available from: https://doi.org/10.1186/s13034-022-00464-z [Accessed 10 October 2022].
  14. Dunton G. F., Do B. & Wang S. D. (2020). Early effects of the COVID-19 pandemic on physical activity and sedentary behavior in children living in the U.S. BMC Public Health, 20, 1351. Available from: https://doi.org/10.1186/s12889-020-09429-3 [Accessed 10 October 2022].
  15. Giannotti M., Mazzoni N., Bentenuto A., Venuti P., & de Falco S. (2022). Family adjustment to COVID-19 lockdown in Italy: Parental stress, coparenting, and child externalizing behavior. Family Process, 61, 745-763. Available from: https://doi.org/10.1111/famp.12686 [Accessed 10 October 2022].
  16. Moore S. A., Faulkner G., Rhodes R. E., Brussoni M., Chulak-Bozzer T., Ferguson L.J., et al. (2020). Impact of the COVID-19 virus outbreak on movement and play behaviours of Canadian children and youth: a national survey. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 17, 85. Available from: https://doi.org/10.1186/s12966-020-00987-8 [Accessed 10 October 2022].
  17. Ostermeier E., Tucker P., Tobin D., Clark A. & Gilliland J. (2022). Parents’ perceptions of their children’s physical activity during the COVID-19 pandemic. BMC Public Health, 22(1459), 12. Available from: https://doi.org/10.1186/s12889-02213829-y [Accessed 10 October 2022].
  18. Pombo A., Luz C., Rodrigues L. P., Cordovil R. (2021). Effects of COVID-19 confinement on the household routines of children in Portugal. Journal of Child and Family Studies, 30, 1664-1674. Available from: https://doi.org/10.1007/s10826-02101961-z [Accessed 10 October 2022].
  19. Sano Y., Mammen S. (2022). Mitigating the Impact of the Coronavirus Pandemic on Rural Low-Income Families. Journal of Family and Economic Issues. Vol. 43, 227-238. Available from: https://doi.org/10.1007/s10834-021-09800-5 [Accessed 10 October 2022].
  20. Scrimin S., Mastromatteo L. Y., Hovnanyan A., Zagni B., Rubaltelli E. & Pozzoli T. (2022). Effects of Socioeconomic Status, Parental Stress, and Family Support on Children’s Physical and Emotional Health During the COVID-19 Pandemic. Journal of Child and Family Studies, 31, 2215-2228. Available from: https://doi.org/10.1007/s10826-022-02339-5 [Accessed 10 October 2022].
  21. Tso W.W.Y., Wong R. S., Tung K.T.S., Rao N., Fu K. W., Yam J.C.S. et al. (2022). Vulnerability and resilience in children during the COVID-19 pandemic. European Child & Adolescent Psychiatry. Vol. 31. 161-176. Available from: https://doi.org/10.1007/s00787020-01680-8 [Accessed 10 October 2022].