Педагогические исследования: актуальность и востребованность

Том 6, номер 3, 2021, с. 306–318

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 665 КБ, просмотров: 178)

Аннотация:

Вопрос об актуальности педагогических исследований стоит постоянно. Эта проблема интерпретации релевантности реальной педагогической практики и влиянии исследований на результаты работы педагогов. Концептуализация релевантности показывает, что на карту поставлено нечто большее. По всей видимости, стоит рассматривать образование и обучение с точки зрения осмысленного поведения людей в постоянно меняющемся мире, тогда актуальность образовательных исследований будет видна в их синхронизации, т. е. в непрерывной настройки с текущими делами и генерацией будущего, включая и те ценности и суждения, которые исследователи предлагают обществу. Такая синхронизация зависит от дисциплинарной и этической приверженности принципам актуальности и воспроизводимости. Они предполагают иной вид педагогического исследования, чем то, которое основано на логике воздействия. Здесь по крайней мере четыре сложных последствия: переход от неисторической социальной науки к исторической; это необходимость понимания микрогенетических проявлений обучения, включая онтогенетические временные рамки (учет продолжительности жизни людей) и социогенетические (учет изменений в социальных группах); отношения к людям, ибо этика исследований выходит далеко за рамки технических и эпистемологических вопросов информированного согласия и конфиденциальности; в отличие от теоретических, описательных и пояснительных исследований, где воздействие зависит от запоздалой мысли и реакции, интервенционные исследования устанавливают воздействие уже в непосредственной связи и сотрудничестве с участниками и автохтонными условиями.

Ключевые слова:

человеческое развитие, совершенствование педагогики, полифоническое исследование, философия, методология исследования, социальный контекст

Автор:

Анатолий Сергеевич Колесников, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, Санкт-Петербург, Россия

Для цитирования:

Колесников А.С. Педагогические исследования: актуальность и востребованность // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 3. С. 306–318.

Cписок источников

  1. Akkerman S.F., & Bakker A. (2011) Boundary crossing and boundary objects. Review of Educational Research. No. 81(2). P. 132-169.
  2. Akkerman S.F., & Bakker A. (2019) Persons pursuing multiple objects of interest in multiple contexts. European Journal of Psychology of Education. No. 34(1). P. 1-24.
  3. Akkerman S.F., & Meijer P.C. (2011) A dialogical approach to conceptualizing teacher identity. Teaching and Teaching Education. No. 27(2). P. 208-319.
  4. Bakhtin M. M. (1981) The dialogical imagination. University of Texas Press.
  5. Bakhtin M. M. (1993) Toward a philosophy of the act. University of Texas Press.
  6. Bang M., & Vossoughi S. (2016) Participatory design research and educational justice: Studying learning and relations within social change making. Cognition and Instruction. No. 34(3). P. 173-193.
  7. Bang M. (2020) Learning on the move toward just, sustainable, and culturally thriving futures. Cognition and Instruction. No. 38(3). P. 434-444.
  8. Bergeron P., & Rivard L. (2017) How to engage in pseudoscience with real data: A criticism of John Hattie’s arguments in visible learning from the perspective of a statistician. McGill Journal of Education. No. 52(1), P. 237-246.
  9. Biesta G.J. (2015) Good education in an age of measurement: Ethics, politics, democracy. Routledge.
  10. Broekkamp H., & van Hout-Wolters, B. (2007) The gap between educational research and practice: A literature review, symposium, and questionnaire. Educational Research and Evaluation. No. 13(3). P. 203-220.
  11. Bronkhorst L. H., & Akkerman, S. F. (2016) Continuities and discontinuities in learning across school and out–of–school contexts. Educational Research Review. No. 19. P. 18-35.
  12. Cole M. (2016) Designing for development: Across the scales of time. Developmental Psychology, 52(11). P. 1679-1689.
  13. Dewey J. (2013) The school and society and the child and the curriculum. University of Chicago Press. (Original work published 1915).
  14. Dewey J. (1916) Democracy and education: An introduction to the philosophy of education. Macmillan.
  15. Dewey J. (1938) Experience & education. Kappa Delta Pi.
  16. Engeström Y. (2015) Learning by expanding: An activity–theoretical approach to developmental research (2nd ed.). Cambridge University Press.
  17. Erikson E.H. (1980) Identity and the life cycle. W. W. Norton.
  18. Farley-Ripple E., May H., Karpyn A., Tilley K., & McDonough K. (2018) Rethinking connections between research and practice in education: A conceptual framework. Educational Researcher. No. 47(4). P. 235-245.
  19. Farley-Ripple E, May H., Karpyn A., Tilley K., & McDonough K. (2018) Rethinking connections between research and practice in education: A conceptual framework. Educational Researcher. No. 47(4). P. 235–245.
  20. Flyvbjerg B. (2001). Making social science matter: Why social inquiry fails and how it can succeed again. Cambridge University Press.
  21. Gutiérrez K.D., & Jurow, A.S. (2016) Social design experiments: Toward equity by design. Journal of the Learning Sciences. No. 25(4). P. 565-598.
  22. Gutiérrez K.D., & Rogoff B. (2003) Cultural ways of learning: Individual traits or repertoires of practice. Educational Researcher. No. 32(5). P. 19-25.
  23. Hattie J. (2009) Visible learning: A synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. Routledge.
  24. Herrington C.D., & Maynard R. (2019) Editors’ introduction: Randomized controlled trials meet the real world: The nature and consequences of null findings. Educational Researcher, 48(9). P. 577-579.
  25. Kim J.S. (2019) Making every study count: Learning from replication failure to improve intervention research. Educational Researcher. No. 48(9). P. 599-607.
  26. Kirschner P. A., & van Merriënboer J.J. (2013) Do learners really know best? Urban legends in education. Educational Psychologist. No. 48(3). P. 169-183.
  27. Knorr-Cetina K. (2009) Epistemic cultures: How the sciences make knowledge. Harvard University Press.
  28. Latour B., & Woolgar S. (2013) Laboratory life: The construction of scientific facts. Princeton University Press.
  29. Lortie-Forgues H., & Inglis M. (2019) Rigorous large-scale educational RCTs are often uninformative: Should we be concerned? Educational Researcher. No. 48(3). P. 158-166.
  30. Magatti M. (Ed.) (2017) Social generativity: A relational paradigm for social change. Routledge.
  31. Makel M.C., & Plucker J.A. (2014) Facts are more important than novelty: Replication in the education sciences. Educational Researcher. No. 43(6). P. 304-316.
  32. McDermott R.P., & Pea R. D. (2020) Learning “how to mean”: Embidiment in cultural practices. In N. S. Nasir, C. D. Lee, R. D. Pea, & M. McKinney de Royston (Eds.), Handbook of the cultural foundations of learning (pp. 99-118). Routledge.
  33. Merriam-Webster. (n.d.). Merriam-Webster.com dictionary. Retrieved June 15, 2021, from https://www.merriamwebster.com/dictionary/relevance Merriam-Webster, nd.
  34. Nzinga K., Rapp D.N., Leatherwood C., Easterday M., Rogers L.O., Gallagher N., & Medin D.L. (2018) Should social scientists be distanced from or engaged with the people they study? Proceedings of the National Academy of Sciences. No. 115(45). P. 11435-11441.
  35. Pashler H., McDaniel M., Rohrer D., & Bjork R. (2008) Learning styles: Concepts and evidence. Psychological Science in the Public Interest. No. 9(3). P. 105-119.
  36. Roth W.-M. (2018) The invisible subject in educational science. Journal of Curriculum Studies, 50(3). P. 315-332.
  37. Sfard A. (2008) Thinking as communicating: Human development, the growth of discourses, and mathematizing. Cambridge University Press
  38. Star S. L. (2010) This is not a boundary object: Reflections on the origin of a concept. Science, Technology & Human Values. No. 35(5). P. 601-617.
  39. Vanderlinde R., & Van Braak J. (2010) The gap between educational research and practice: Views of teachers, school leaders, intermediaries and researchers. British Educational Research Journal. No. 36(2). P. 299-316.
  40. Vulperhorst J.P., van der Rijs R.M., & Akkerman S.F. (2020) Dynamics in higher education choice: weighing one’s multiple interests in light of available programmes. Higher Education. No. 79(6). P. 1001-1021.
  41. Vygotsky L.S. (1980) Mind in society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press.
  42. WinchC. (2001) Accountability and relevance in educational research. Journal of Philosophy of Education. No. 35(3). P. 443-459.