Зависимость стабильности государства от процесса воспитания гражданской позиции студенчества

Том 5, номер 3, 2020, с. 324–333

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 592 КБ, просмотров: 258)

Аннотация:

Любое государство заинтересованно в воспитании полезных членов общества, людей, разделяющих существующий порядок, что поддерживает стабильность государственного строя. Выдвигаемый в работе тезис о корреляции между вниманием к проблемам воспитания гражданской позиции студенчества и политической стабильности общества рассматривается в исторической ретроспективе. Анализируются важнейшие исторические этапы существования Российского государства, начиная с XVIII века, со времени появления высшего образования и становления понятия «гражданин». Далее разбирается период Советского государства, перестроечный и современный этап существования России. Тенденции, сложившиеся в предшествующие исторические отрезки времени, оказали существенное влияние на современный процесс формирования гражданской позиции студентов в вузах. В нынешних условиях перехода части образовательных процессов в дистанционный формат неизбежно приходится изменять как традиционные методы обучения, так и воспитания. Причем последний момент должен усиливаться, так как вынужденная самоизоляция молодежи делает информационную среду, которая является сосредоточением самой разной и с различными целями распространяемой информации, главным местом проведения досуга. Учитывая специфические особенности восприятия мира сегодняшним поколением студенчества, свойство «информационной устойчивости» становится важнейшей составляющей гражданской позиции личности, понимающей логику распространения информационных потоков, медийных процессов и способов влияния, управления сознанием через предоставляемую информацию. Его формирование возможно на любой дисциплине посредством акцентированного внимания к вопросам достоверности источников, формирования рефлексивного отношения к получаемым знаниям, информации, происходящим социальным явлениям.

Ключевые слова:

гражданская позиция, политическая стабильность, информационная устойчивость, патриотизм, гражданственность

Автор:

Денисова Алла Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Россия

Для цитирования:

Денисова А.Б. Зависимость стабильности государства от процесса воспитания гражданской позиции студенчества // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. C. 324–333.

Библиографический список:

  1. Аджемов А.С., Денисова А.Б., Чайкина Е.В. Тесты для самопроверки как элемент смешанного обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. № 1 (25) 2020. С. 116–121.
  2. Ашевский С.А. Русское студенчество в эпоху шестидесятых годов (1855–1863) // Современный мир. СПб., 1907. Август. С. 19–36.
  3. Владыкина Татьяна. Оксфордский словарь назвал словом года термин «постправда» // Российская газета. 2016. 16 ноября. № 262(7130).
  4. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. 336 с.
  5. Денисова А.Б. Воспитательное образовательное пространство вуза как средство формирования «информационной устойчивости» // Современные социальные технологии работы с молодежью в интернеткоммуникациях: сборник статей III Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 декабря 2018 г.). Уфа: Изд-во Башкирский государственный университет. 2018. С. 168–174.
  6. Делор Ж., Аль-Муфти И., Амаги И., Карнейру Р. и др. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для ХХI века. Париж: ЮНЕСКО, 1996.
  7. Кавелин К.Д. О нигилизме и мерах, против него необходимых // Антология мировой политической мысли. Политическая мысль в России: вторая половина XIX–XX вв. М.: Мысль, 1997. Т. IV. 829 с.
  8. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // СоцИс. 2012. № 6. С. 121–126.
  9. Лебедев П.А. (cост.) Антология педагогической мысли в России второй половины XIX–начала XX вв. М.: Педагогика, 1990. 603 с.
  10. Малышев В.A. Таланты для чужих // Столетие: информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. 22.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/talanty_dla_chuzhih_596.htm (дата обращения: 18.09.2020). Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогика, 2000. 304 с.
  11. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М.: Изд-во НОРМА, 2000. 488 с.
  12. Попов Вадим. Откуда есть пошла вариативность // Литературная газета. 5октября. 2016. № 39 (6569).
  13. Ткачев П.Н. Задачи революционной пропаганды в России // Антология мировой политической мысли. олитическая мысль в России: вторая половина XIX–XX вв. М.: Мысль, 1997. Т. IV. 829 с.
  14. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 12 томах. М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1952. Т. 11. 729 с.
  15. Шупаев А.В. Развитие гражданского воспитания в дореволюционной России конца XVIII– начала XX века. Ульяновск, 2010. 24 с.
  16. Щуркова Н.Е. (сост.) Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. М.: Новая школа, 1998. 205 с.
  17. Fourastie J. Essai de morale prospective // Revue économique. 1967. P. 59–60.