Цифровизация: между технологическими компетенциями и технократизмом

Том 5, номер 1, 2020, с. 54–64

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 224 КБ, просмотров: 381)

Аннотация:

Статья посвящена исследованию вопроса о месте цифрового образования в системе профессиональной подготовки. Рассматриваются вызовы времени по отношению к образованию, система технологических навыков на примере IT-школы Kiber-one, изучаются цифровые тенденции в современном российском образовании. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, практическими требованиями к этическому облику медиакратии и сетевой рациональности. Теоретический аспект заключается в разработке направлений цифрового образования и содержания медиаграмотности. От педагогов требуется быстрое включение и освоение дигитальных коммуникаций, разных информационных агентов и каналов. В контексте растущего значения цифровой техники и СМИ приобретает особую значимость критическая рациональность для того, чтобы противостоять симулятивному воздействию виртуальной среды. Потенциальный характер бытия информационной среды бросает вызов традиционной онтологии и экономике. Образование 4.0, негоциируя новейшие экономические тренды, артикулирует новые тренды: автоматизация и большие данные, шеринговая модель жизни и FinTech. Трансформация образовательной среды сопровождается виртуализацией экономики, перегревом рынка капиталов, снижением инвестиционной эффективности. Разнородность трендов составляет отдельную сложность для информационного общества. Успех цифровизации образования не может быть достигнут вне открытого общества, без развития демократии и повышения уровня образования. В мире нарастающей сложности традиционные нарративы – сакральные тексты, уже не обеспечивают легитимацию и универсализацию социальных ценностей. Глобализированное общество разобщено в своих генераторах смысла. Для поддержания его устойчивости нужны новые технократические мифы: либерализм, цифровизация, роботизация.

Ключевые слова:

язык медиа, рейтинги, сетевая модель поиска, ИКТ, Интернет вещей, ИИ, инновации, образование 4.0

Авторы:

Гофман Александр Анатольевич, доцент боевой и тактико-специальной подготовки, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Владимир, Россия

Тимощук Алексей Станиславович, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Владимир, Россия

Для цитирования:

Гофман А.А., Тимощук А.С. Цифровизация: между технологическими компетенциями и технократизмом // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. C. 54–64.

Библиографический список:

  1. Даренский В.Ю. Социальная избыточность высшего образования: ресурс развития или фактор деструктивности? // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 6–15.
  2. Дмитриева Н.В. Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 2 (7). С. 48–55.
  3. Дрогобыцкий А.И. Эмоциональный интеллект современного менеджера // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социальноэкономические науки. 2007. Т. 7. № 2. С. 111–113.
  4. Коваленко С.А., Оберемко О.А. Либерализация высшего образования: промежуточные итоги // Высшее образование сегодня. 2009. № 4. С. 51–56.
  5. Кусраев Б.Н. Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса. Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002. 138 с.
  6. Ляпанов А.В., Тимощук А.С. Модернизация системы образования и рынок труда // Российское общество и государство: актуальные проблемы на современном этапе. Владимир: Владимирский юридический институт, 2009. С. 72–77.
  7. Латова Н.В., Латов Ю.В. Структурно-профессиональные диспропорции в современной России // Terra Economicus. 2014. Т. 12. № 3. С. 131–151.
  8. Малышко А.А. Виртуальная реальность и образование. Мурманск: МГТУ, 2010. 102 с.
  9. Сапожникова А.А., Ленец А.В. Кибербуллинг как форма провокативного речевого поведения в сети интернет // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2018. № 51. С. 39–50.
  10. Тимощук А.С. Медиакомпетентность в образовательной среде // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 17 октября 2018 г. Махачкала: АЛЕФ, 2018. С. 409–421.
  11. Тимощук А.С. Медиакомпетентность: свобода подключения и отключения // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 1 (10). С. 50–58.
  12. Тимощук Е.А. Феноменологический подход в контексте современных образовательных тенденций // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3. С. 29–32.
  13. Swaab R. The Too-Much-Talent Effect: Team Interdependence Determines When More Talent Is Too Much or Not Enough / Roderick I. Swaab, Michael Schaerer, Eric M. Anicich, Richard Ronay, Adam D. Galinsky. Psychological Science. 2014. Vol. 25, iss. 8. P. 1581–1591.
  14. Turchin P. Historical Dynamics: Why States Rise and Fall. Princeton: Princeton University Press, 2018. 264 p.
  15. Turchin P. War and Peace and War: The Life Cycles of Imperial Nations. Minneapolis: Pi Press, 2005. 416 p.