Политическое воспитание военнослужащих: историко-педагогический аспект

Том 4, номер 4, 2019, с. 352–362

[ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 333 КБ, просмотров: 408)

Аннотация:

В настоящее время проблема поддержания боеспособности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является актуальной. В статье рассматривается вопрос, касающийся одного из основополагающих элементов боеспособности армии – военно-политического фактора. В свете сегодняшних тенденций изменения мировой политики и применения новых возможностей информационно-психологических методов воздействия, важнейшей задачей является организация процесса политического воспитания военнослужащих, осуществляемого в рамках военно-политической работы. Данное направление дает возможность сформировать у военных профессионалов политическое сознание, позволяющее противостоять размыванию традиционных ценностей российского народа и развивать у них нравственные и волевые качества, необходимые для выполнения воинского долга. В статье анализируется исторический опыт политического воспитания, позволяющий повысить качество работы с личным составом. Раскрывается современный подход к пониманию сущности данного направления воспитательной деятельности, его отличительные черты, дается определение понятия «политическое воспитание военнослужащих». На основе анализа исторического опыта выявлены ценностно-смысловые основы процесса политического воспитания военнослужащих на современном этапе. Выделены педагогические условия, которые обеспечивают не только формирование и развитие политических и социально значимых качеств и свойств личности, но и приобретение практического опыта организации мероприятий в рамках военно-политической работы с личным составом, а также намечены перспективные направления, способствующие оптимизации процесса формирования политического сознания современных военнослужащих.

Ключевые слова:

военно-политический фактор, политическое воспитание, военно-политическая работа, политическая социализация, политическое сознание, педагогические условия

Автор:

Самедова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры военно-политической работы, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Россия

Для цитирования:

Самедова Ю.А. Политическое воспитание военнослужащих: историко-педагогический аспект // Социальная компетентность. 2019. Т. 4. № 4. С. 352–362.

Библиографический список:

  1. Бикбулатов М.И. К вопросу о формировании политической культуры средствами массовой информации // Власть. 2012. № 3. С. 90–93.
  2. Бобкова Е.Ю. Основные методологические подходы к изучению проблем политического воспитания личного состава Вооруженных Сил Советского государства в отечественной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4–2. С. 19–22.
  3. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание военнослужащих Красной (Советской) армии в историографических источниках, размещенных в глобальном информационном пространстве: попытка клиометрического анализа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 3. С. 196–200.
  4. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 448 с.
  5. Гончаров С.В., Кожевников Д.М. Военно-политическая работа в РККА в 1920-х – начале 1930-х годов: историко-педагогический анализ // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 30–32.
  6. Дашкин Ю.А. Генезис политического содержания военно-патриотического воспитания военнослужащих // Политика и Общество. 2017. № 3. С. 132–142.
  7. Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923–1928 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3–1. С. 301–302.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: «Академия», 2007. 176 с.
  9. Кожина Ю.В. Российский патриотизм-основа политического единства // Экономика и социум. 2015. № 2–5 (15). С. 579–584.
  10. Лопуха Т.Л., Подмаренко А.А. Организация политическое воспитание курсантов военных вузов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 25–29.
  11. Новожилов В.Ю. Исторический опыт организации и проведения воспитательной работы в войсках НКВД в годы Великой Отечественной войны // Власть. 2014. № 10. С. 170–175.
  12. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 160 с.
  13. Поляков С.Д. Основы педагогическо-психологической теории социального воспитания // Известия Саратовского университета. 2016. Т.5. № 3 (19). С. 260–269.
  14. Пряхин А.М. Особенности влияния информационного противоборства на моральный дух Российской армии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2008. № 4. С. 99–105.
  15. Рынкевич А.В. Обращение к патриотизму как к национальной идее // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2016. № 1. С. 148–151.