Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Иркутского национального исследовательского технического университета)

Том 3, номер 3, 2018, с. 49–55

[ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ]

Статья (файл: pdf, размер: 404 КБ, просмотров: 559)

Аннотация:

В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Этот процесс является одним из важнейших в работе как руководства вуза, так и преподавателей. Число иностранных студентов в российских вузах с каждым годом растет, следовательно, вопросы адаптации требуют всестороннего рассмотрения. В работе представлены результаты анкетирования, проведенного среди иностранных студентов Иркутского национального исследовательского технического университета. В опросе приняли участие 114 респондентов 1–5 курсов и магистратуры из стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Анкета состоит из 12 вопросов, на 11 из них предлагалось выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов, 12 вопрос предполагал развернутый ответ. Вопросы были составлены таким образом, чтобы охватить все сферы жизни студента в России и, в частности, в г. Иркутске. Они касались причин выбора места учебы, уровня владения русским языком, качества преподавания в вузе, условий проживания в общежитии, питания, внеаудиторных мероприятий, восприятия России до и после приезда. Ответы, полученные в результате анкетирования, отразили разные факторы: страны, из которых приехали студенты, уровень жизни в них, отсутствие или наличие традиционных связей с Россией, умение вести самостоятельную жизнь. По итогам исследования делаются выводы о мерах по улучшению условий адаптации иностранных студентов.

Ключевые слова:

иностранный студент, общество, процесс адаптации

Автор:

Вагенлетнер Марина Сергеевна, старший преподаватель, кафедра русского языка и общетеоретических дисциплин, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Для цитирования:

Вагенлетнер М.С. Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Иркутского национального исследовательского технического университета). Социальная компетентность. 2018;3(3):49–55.

Библиографический список:

  1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2008. № 47. Ст. 5489.
  2. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. Ч. 2. С. 284–288.
  3. Некипелов А.Д., Данилов-Данильян В.И., Карев В.М. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 2: А — Баяр. М.: Энциклопедия, 2003. 960 с.